Вы здесь

Факторы карьерной мобильности в современной России: социологический анализ

Автор: 
Маркова Татьяна Ильинична
Тип работы: 
социологический анализ
Год: 
2008
Количество страниц: 
156
Артикул:
191902
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы социологического анализа карьерной мобильности.................................................19
1.1 Карьерная мобильность: понятийные контексты и дискурсы..........19
1.2 Специфика отечественных подходов к изучению факторов карьерной мобильности.......................................................40
1.3 Успешность карьерной мобильности: подходы к интерпретации и методики исследования.............................................60
ГЛАВА II. Факторы карьерной мобильности: социологическое измерение ..86
2.1. Социальные контексты карьерной мобильности в современной России 88
2.2. Типологические характеристики карьерной мобильности и социально-
психологические факторы их обусловливающие.........................105
Заключение...........................................................138
Список литературы....................................................144
Приложение 1.......................................................152
Приложение 2.......................................................153
3
ВВЕДЕНИЕ
Глубокие социетальные изменения, произошедшие к началу XXI века в мировом сообществе, связаны с динамичными процессами в экономике, политике, культуре. Не является исключением и Россия, переживающая радикальную социально-экономическую трансформацию двух последних десятилетий. Российское общество стало более открытым к принятию новых нравственных ценностей, политических форм, технологических инноваций других культур. Открытость нашего общества наряду с положительными результатами принесла и негативные последствия, которые проявились в том, что устоявшиеся социальные нормы проходят «испытание на прочность», а мотивационно-ценностная сфера поведения становится особенно подвижной и противоречивой. Реагируя на социальные изменения, она одновременно становится их генератором, определяет их направление и общие результаты. Размытость нравственных образцов поведения негативно отражается, в первую очередь, на смысловой основе трудовых процессов. Эта тенденция является причиной возникновения ряда проблем в социально-трудовой сфере, стабильное функционирование и устойчивое развитие которой во многом определяет направленность социальных процессов. Главной проблемой, остро обозначившейся сегодня перед российским социумом, является депрофессионализация - снижения уровня профессиональной пригодности и качества профессиональной деятельности. Дальнейшее развитие обозначенной тенденции является дополнительной угрозой для устойчивости не только социально-трудовых отношений, но и всего общественного развития.
В связи с этим, в настоящее время особенно актуальным является изучение карьерной мобильности - стержневого элемента профессиональной деятельности индивида. Этот феномен объединяет профессиональнотрудовую, социально-экономическую и политическую стороны
14
Возьмитель A.A., Осадчая Г.И. Члены ВТК: Маркова Т.И., Михайлова Л.И., Носкова A.B. и др.
В диссертационной работе использовались опубликованные результаты исследований:
- «Современное российское общество. Переходный период» (декабрь 1998 г.). Проведено Институтом социологии РАН, центром «СОЦИОЭКСПРЕСС». Количество респондентов: 2306. Тип выборки -территориальная, случайная. Генеральная совокупность: население России старше 18 лет. Руководители — Мансуров В.А., Черныш М.Ф., Иванов В.Н.
- «Всесоюзное исследование проблем образа жизни-111» (январь 1991 г.). Проведено Институтом социологии АН СССР в варианте почтового опроса с использованием списка общенациональной выборки 1986-1987 гг. Количество респондентов: 783. Генеральная совокупность: население СССР старше 18 лет. Руководители — Возьмитель A.A., Левыкин И.Т.
- «Семья. Демография. Социальное здоровье населения» (январь 2006 г.). По общероссийской репрезентативной выборке опрошены 2400 человек старше 18 лет в 85 поселениях в 25 субъектах РФ с соблюдением квот по полу, возрасту и типам поселения согласно данным Росстата. Руководитель -Жуков В.И.
- «Выпускники РГСУ на рынке труда: мониторинг трудоустройства и карьерного роста выпускников факультета социологии и информационных технологий» (январь-февраль 2006 г.). Объем целевой выборки - 89 человек. Руководитель - Голованов А.Ю.
Научная новизна диссертационного исследования
1. Разработан и апробирован авторский теоретико-методологический подход к проведению структурного анализа карьерной мобильности с позиций определяющих ее факторов.
15
2. На основе анализа отечественных подходов к изучению карьерной мобильности выявлена специфика механизмов регуляции карьерной мобильности в советское время.
3. Предложены социологические методики измерения успешности карьерной мобильности. Дано авторское определение понятия «успешность карьерной мобильности» как измерительной стороны карьерного продвижения.
4. Выявлены тенденции изменения образцов карьерной мобильности в российском социуме, обусловленные социально-экономическими факторами.
5. Обоснована система выделения типологических характеристик карьерной мобильности, основанная на социально-психологических факторах, действующих в современном социуме.
Исходя из содержания и научной новизны, на защиту выносятся следующие положения:
1. Сущность авторского теорегико-методологического подхода представлена определением феномена «карьерная мобильность» как одного из видов социальной мобильности, которое имеет структурную взаимосвязь со следующими категориями: «движение», «действие», «стратегия»,
«профессионализация», «профессиональная мобильность». Карьерная мобильность интерпретируется как действия человека, направленные на освоение и совершенствование способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни.
Факторы карьерной мобильности дифференцируются на факторы макроуровня (общественно-политическое устройство,- экономическая формация, социально-трудовая сфера и т.д.), факторы микроуровня (воспитательные установки в семье и образовательных учреждениях) и факторы личностного уровня (социально-психологические особенности личности).