ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ ВЫПУСК11ИКОВ ШКОЛ....................................... 19
1.1 Интерпретация понятия «жизненные стратегии» в работах зарубежных социологов................. 21
1.2 Жизненные стратегии: теоретические подходы и концепции отечественных исследований.......... 41
1.3 Особенности формирования жизненных стратегий выпускников школ.............................. 68
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ
ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ СРЕДНЕГО РОССИЙСКОГО
ГОРОДА........................................ 86
2.1 Институциональные и структурные факторы формирования жизненных стратегий выпускников школ среднего российского города................... 88
2.2. Жизненные стратегии и структурные диспозиции выпускников школ.............................. 112
2.3. Субъекгивная самооценка и жизненные стратегии выпускников школ.............................. 134
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................. 159
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................................ 165
ПРИЛОЖЕНИЕ.............................................. 181
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Современный этан развития российского общества характеризуется глубокими трансформационными процессами во всех сферах жизни, оказывающих существенное воздействие на индивидуальные судьбы и жизнь людей, под влиянием которых формируются особые жизненные стратегии российской молодежи.' Молодежь является неотьемлемой частью общества и чутко реагирует на те изменения, которые в нем происходят. В современной России, как отмечает Ю.А. Зубок, мы наблюдаем такие характерные проявления в развитии молодежи, как нарушение «воспроизводства жизненных сил, неопределенность возможностей жизненного старта и неопределенность возможностей самореализации молодежи, ценностно-норгиативная неопределенность, а также неопределенность идентичности»1.
Особую значимость на сегодняшний момент приобретают изменения, происходящие в среде современной учащейся молодежи, значительную часть которой составляют выпускники школ. В системе российского образования в соответствии со ст.43 Конституции Российской Федерации (1993г.) обязательным считается основное общее образование, поэтому к выпускникам школ относится учащаяся молодежь, оканчивающая неполную или полную среднюю школу. Наш исследовательский интерес направлен на выпускников средних школ, так как данный сегмент российской учащейся молодежи является одновременно и группой надежды, и группой социального риска. Надежду вселяет то, что молодые люди прагматично ориентируются в современных жизненных реалиях и им не ведом опыт социального патернализма. Риск заключается в том, что молодежь не находит признания в мобилизации,
1 См.: Зубок Ю. Л. Риск в социальном развитии молодежи //Социально-гуманитарные знания. -2003. -№ 1.-С. 147- 162.
3
образования, повышения квалификации, приобретения деловых качеств необходимых для успешной жизненной карьеры.
4. В социальных диспозициях выпускников школ, хотя и декларируется, как основная, опора на собственные силы, в то же время признается зависимость от помощи родных и близких. И реализация поставленных жизненных целей, таким образом, определяется тем, что выпускники средних школ в целом ставят модальные жизненные цели (карьера, достаток, семейное счастье), в тоже время находятся в состоянии неопределенности, в связи с тем, что само образование не включается в качестве социальной базисной диспозиции.
5. Субъективная самооценка выпускников школ среднего российского города является завышенной, что модально для российской молодежи в целом и позитивно влияет на конструирование жизненных позиций, но исключает готовность к выходу из трудных жизненных ситуаций, особенно в условиях пролонгирования неудовлетворенности. Поэтому потенциал самополагания включает риск отказа от планирования будущего, нацеливая молодежь не столько на эффективность использования имеющихся ресурсов, сколько выбор завышенных жизненных целей, которые могут не являться оптимальными с точки зрения соотношения имеющихся ресурсов и полученного результата.
Научная и практическая значимость исследования заключается, прежде всего, в постановке проблемы формирования жизненных стратегий выпускников школ среднего российского города, реперных в поведении данного сегмента молодежи. Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней впервые на основе субъектно-деятельностного подхода обосновано исследование жизненных стратегий выпускников школ среднего российского города. Выводы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы для систематизации понятийного аппарата социологии, социологического
17
анализа жизненных стратегий учащейся молодежи, получения эмпирической информации о представлениях молодежи о своих жизненных стратегиях и прогнозирования на этой основе тенденций их развития. Результаты также могут быть использованы в составлении программ социальной поддержки, социального развития молодежи на муниципальном и региональном уровне. Материалы исследования представляют интерес при подготовке к чтению лекций студентам, в частности при разработке курса по социологии молодежи и социологии образования.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены к обсуждению на следующих научных конференциях: IX областной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 2007 г.), Первой межвузовской научной конференции (17 - 18 мая 2007 г., г. Шахты), а также обсуждены на заседаниях кафедры «Социология и психология» Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института).
Основное- содержание диссертационной работы отражено в 7 публикациях (2 публикации в изданиях перечня ВАК Минобрнауки России), общим объемом 3,12 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка, включающего 171 источник, в том числе 8 - на иностранном языке, а также приложения. В 26 таблицах, 3 схемах содержатся итоги авторского социологического исследования, в приложении представлена анкета авторского социологического исследования.
18
- Киев+380960830922