2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................. 3
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ
1.1. Гуманитарная интеллигенция как объект социологического анализа.................................................. 20
1.2. Социологические критерии социокультурной идентификации гуманитарной интеллигенции............................... 53
Глава П. ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ГУМАНИТАРНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1. Социокультурная адаптация как критерий идентификации российской гуманитарной интеллигенции.................... 89
2.2. Детерминанты ценностных ориентаций и социального
поведения гуманитарной интеллигенции................... 116
Заключение............................................ 148
Список использованной литературы
и источников ......................................... 154
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Изменение всех форм организации социальной жизни, интенсификация общественных отношений, социальная стратификация общества обусловливают потребность в осмыслении феномена интеллигенции в современном российском обществе. Это тем более важно, что в условиях движения цивилизации к информационному обществу, «обществу знаний» вопрос об интеллектуальной элите, ее качестве и креативных возможностях приобретает особую актуальность в российском социуме.
Проблема интеллигенции, определение ее сущности, социальной природы, роли, функций всегда вызывали диспуты и противоречивые суждения. История интеллигенции уходит вглубь веков, однако статьи с таким названием нет даже в универсальном «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона, изданном на рубеже Х1Х-ХХ вв. При всем огромном массиве социально-гуманитарной научной литературы современное понимание интеллигенции в целом и гуманитарной в частности не отвечает требованиям времени.
Теоретическая недостаточность определений «интеллигенции», «гуманитарной интеллигенции» компенсировалась выработкой сущностных черт, характеристик этих феноменов (чувство гордости за свое государство, свой народ, вера в величие России, действенный патриотизм, способность к самопожертвованию во имя великой цели, развитые нравственно-эстетичекие качества и т.д.) в произведениях российских писателей, в трудах философов и социологов, в работах публицистов, в обыденном сознании людей.
И в настоящее время в социологии идут дискуссии о границах этой социальной группы, ее статусе, критериях отнесения к ней, о том, является ли она специфически российским феноменом, отличающимся от
15
Положения, выносимые на защиту:
1. Гуманитарная интеллигенция в структурном отношении представляет собой сложный, неоднородный феномен, включающий: а) элиту интеллигенции (люди творческих профессий, развивающие науку, культуру, искусство, социально-гуманитарное знание); б) массовую интеллигенцию (врачи, учителя, сотрудники музеев, архивов, журналисты, другие представители СМИ, работники библиотек, выставочных центров); в) полуинтеллигенцию (медицинские сестры, фельдшеры, воспитатели дошкольных учреждений, ассистенты, лаборанты, референты), которые в свою очередь состоят из представителей «советской», «интеллигенции переходного периода», «современной российской интеллигенции», существенно различаясь по степени адаптации, уровню и образу жизни, духовно-ценностным ориентациям.
2. Ведущие группы гуманитарной интеллигенции выделяются по следующим основаниям: социально-профессиональный (педагогическая (гуманитарный профиль), научная (гуманитарная сфера), культурно-просветительская, художественная, юридическая, медицинская, духовенство); уровень образования и квалификации (высшее образование и научная степень, высшее, неполное высшее и среднее специальное образование); функциональный (авторы, критики, потребители); степень политической активности (политически активная - «интеллигенты действия», политически сознательная, политически пассивная); характер политического поведения (конформисты, деструкционисты и коллаборационисты) и ряду других.
3. В социокультурном плане российская гуманитарная интеллигенция эволюционирует, с точки зрения ее идентификационных ролей, характеристик и функций, в направлении: а) сохранения одних из них (критическая рефлексия по поводу происходящего в социуме;
16
оппозиция по отношению к власти; отчуждение от государства; вера в возможность восстановления и преумножения потенциала России и т.д.);
б) размывания других (падение престижа сфер, в которых заняты различные группы - наука, образование, медицина, культурно-просветительные учреждения; частичная утрата «комплекса вины» и ответственности перед народом; недостаточное обеспечение концептуализации и сублимации в науке, искусстве, просвещении, образовании и т.д.); в) обретение третьих (поиск новых стратегий адаптации, освоение новых ресурсов жизнедеятельности, определенная девальвация ценностей служения и принесения пользы обществу и т.д.).
4. В ходе рыночных реформ в результате имущественной дифференциации не только резко снизился уровень жизни гуманитарной интеллигенции, ее функционально-ролевой статус. Основные усилия значительной ее части в настоящее время направлены на адаптацию к новой социальной реальности, а нередко - на поиск путей элементарного выживания, несмотря на то, что она обладает большим набором ресурсов адаптации (профессиональные, социальные, символические и т.д.). Различия в возможностях и способностях к адаптации привели к тому, что интеллигенция распалась на отдельные социальные группы: «преуспевающие», «адаптированные» и «выживающие». Успешность адаптации измеряется социальным самочувствием и прежде всего самооценкой материального положения.
5. В российском обществе в силу переживаемого переходного периода как сохраняется прежняя, так и нарождается новая ментальность, что вносит конфликт между двумя системами ценностных ориентаций, а вслед за ними и практик социального поведения. Прежняя ментальность в среде гуманитарной интеллигенции свойственна прежде всего ее старшему поколению, т.е. сохраняющейся «советской интеллигенции». В ее сознании преобладает коллективистское мышление, идеи равенства и
- Киев+380960830922