Вы здесь

Среда обитания и здоровье студента

Автор: 
Шклярук Василий Яковлевич
Тип работы: 
Дис. канд. социол. наук
Год: 
2003
Артикул:
193118
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

План
Введение....................................................3
Глава I. Студент как субъект и объект общественных отношений.
1.1. Физическая культура студента.......................12
1.2. Окружающая среда и ее влияние па организм студешга.35
Глава 2. Здоровье в системе ценностей человека.
2.1. Социальные и аксиологические факторы, влияющие па состояние здоровья студента....................................61
2.2. Формирование мотивационно-ценностного отношения студента к здоровом)' образу жизни................................85
Заключение....................................................108
Библиография..................................................111
Приложения....................................................131
л
Введение
Актуальность проблемы. С каждым годом экологическая обстановка как в мире, так и в стране ухудшаегся. В центре окружающей среды находится человек. В последнее время озабоченность общества связана со здоровьем специалистов, выпускаемых высшей школой, ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, т.е. обучения в вузе, последующим снижением работоспособности.
Сегодняшняя студенческая молодежь во многом будет определять будущее нашей страны. Физическое воспитание студентов является делом государственной важности и направлено на гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Особое место занимает оздо^ювигсльная направленноегь студенческой жизни. Здоровье необходимо сохранить на долгие годы профессиональной деятельности.
В рамках значительного пзмепенгпг тенденций' социально-экономического развгггия, существешгую роль имеет усиление внимания к «качеству» челивека и «качеству его жттзии». /Для перспективного общества, как отмечал академик Н.Ф. Реймерс, нужны генетически, физически и психически здоровые люди, живущие в абсолютно здоровой среде жизни по социальным и экономическим показателям. По мнению академика И.И. Брехмана здоровье людей должно служить «визитной карточкой» социально-экономической зрелости культуры и преуспевания государства.
Решать проблемы сегодняшнего дня вчерашними методами невозможно. И если ггришло понимание, лги нормативный- метид; ггривггеся .мтаяи пиложтггельншо в развитие физического воспигания, исчерпал себя, то постепенно, высшая школа должна выстроить новые модели воспитания физической культуры, в самом широком понимании слона культура.
13
деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.
Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценное гей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления, спортивные вечера и т.д.).
Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, то есть совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.
14
Физическая культура — основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его обшей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных орие1ггаций и в их практическом воплощении.
Физическая культура является важным качеством личности и условием предпосылки аффективной будущей профессиональной деятельности. Она определяет показатель культуры будущего специалиста, характеризует его сознательное самоопределение. И дальнейшем на разных этапах жизненного нуги из множества ценностей он избирает, осваивает те, которые для него наиболее значимы.
Неотъемлемой частью физической культуры является спорт. В нем человек стремится расширить границы своих физических возможностей. Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) - вольного сокращения слова disport - игра, развлечение. Вот эта первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда различное толкование термина «спорт». В зарубежной литературе с этим понятием объединяется «физическая культура» в ее оздоровительном, рекреационном аспектах. В отечественной популярной периодике и литературе физическая культура и спорт трактуются по-разному, но иногда отождествляются. Однако в специальной литературе по физической культуре и спорту' каждое из этих понятий имеет четкое определение. Спорт -это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведе!шя. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических психических и нравственных качеств человека3.
J См Илмшич В И_ Физическая культура студента. М., 2WH. С. V*»)