Вы здесь

Социокультурный анализ конструктов феминности и маскулинности в гендерно-ориентированных текстах СМИ

Автор: 
Борзова Марианна Вячеславовна
Тип работы: 
диссертация кандидата социологических наук
Год: 
2007
Артикул:
193390
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ......................................... 18
1.1. Теоретические подходы к гендерным исследованиям СМИ. 18
1.2. Основные направления исследований текстов СМИ: гендерный аспект...................................... 36
1.3. Методы анализа текстов СМИ в контексте гендерных исследований......................................... 63
ГЛАВА И. СОЗДАНИЕ СТЕРЕОТИПОВ МАСКУЛИННОСТИ V
ФЕМИННОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕКСТОВ СМИ.................... 82
2.1. Анализ гендерных исследований текстов СМИ в России и
на постсоветском пространстве.............................. 82
2.2. Дискурсивный анализ гендерно-ориентированных текстов современной периодической печати..................... 103
2.3 Телевидение как механизм стереотипизации гендерных представлений............................................. 130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................... 155
ЛИТЕРАТУРА.................................................... 164
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.................................................. 178
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.................................................. 188
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном технизированном мире средства массовой информации охватывают все социальное пространство, в котором живет и действует индивид, при этом СМИ интегрируют различные области этого пространства как на уровне действия, так и на символическом уровне.
В настоящее время, в отсутствии в России государственной идеологии, роль масс-медиа резко выросла, поскольку этот социальный институт не без основания претендует на функцию формирования мировоззрения и ценностей общества в целом и отдельной личности. Крупнейший современный социолог Энтони Гидденс подчеркивает: 'Даже "расслабляющие" средства
информации, такие, как газеты и телевидение, оказывают огромное влияние на наше мироощущение. Это происходит не столько из-за специфического воздействие на наши позиции, сколько потому, что они становятся средствами доступа к знаниям, от которых зависит общественная жизнь... Мы имеем все основания предполагать, что у отшельника XX века вполне может оказаться радиоприемник".1
Социальный психолог С. Московичи для объяснения этого феномена вводит понятие "информационной матрицы", адаптирующей события и явления социальной жизни к уже сформировавшимся представлениям. Формирование образа-представления (матрицы) энергетически мобилизует поведение, поскольку происходит переход познавательного плана в эмоциональный, что рождает чувство убежденносги, делая ненужным дальнейшее критическое изучение объекта. Важным механизмом воздействия СМИ является формирование стереотипов восприятия реальности, которые всегда эмоционально "заряжены", не чувствительны к логическим,
1 Гидденс Э. Социология. М., 1999.
18
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ.
1.1 Теоретические подходы к гендерным исследованиям СМИ
Проблема пола во все времена привлекала к себе внимание исследователей из разных областей знания - философии, лингвистики, психологии, социологии, медицины. Одним из важнейших аспектов данной проблемы является вопрос об отношении социального и биологического статуса половой принадлежности человека. Теоретический анализ данного вопроса до возникновения гендерной концепции был, по преимуществу, традиционным (андроцентристским). Суть такого анал иза состояла в том, что социальные параметры человеческого бытия биологизировались. В социологии, например, и структурно - функциональный анализ, и психологическая теория в этом смысле, традиционны, так как исходят из того, что различия между мужчинами и женщинами определяются биологически.
Гендерная концепция, появившаяся в начале 80-х гг. 20-го века, противопоставляет такой биологизации теоретический анализ, который позволяет снять жесткость установок о природном, «естественно данном» предопределении полов. Она рассматривает социальный статус пола в освобожденном от биологических факторов виде. В методологическом плане это достигается за счет введения понятия «гендер» (социальный пол), которое дает возможность увидеть в более конкретном проявлении социополовые параметры личности и осознать влияние социальных условий на специфику взаимоотношений между полами.
Именно гендер, а не биологический пол. обуславливает ряд социокультурных характеристик: возможности образования,
профессиональной деятельности, поведения в целом через систему
19
воспитания, обычаи, традиции. В этом смысле и мужчины, и женщины являются продуктом культуры своего общества.
Термин "гендер" отсутствует в русском языке. Многие отечественные исследователи неоднократно сетовали на неблагозвучность данного термина, но до сих пор найти ему приемлемый эквивалент в русском языке не удалось. Отсутствие такого эквивалента значимо само по себе. Однако в нашем случае важно отметить, что заимствование данного термина недвусмысленно указывает на первенство западноевропейских и американских исследователей.
Развитие широкой междисциплинарной парадигмы гендерных исследований связано с именами таких теоретиков, как Симона де Бовуар, Б. Фридан, К.Миллет, Дж. Скотт, М.Вттинг, Т. де Лауретис, Г.Рубин, Дж. Хубер, Дж. Батлер и др.
В последние годы гендерные исследования активно развиваются как в России, так и на постсоветском пространстве. Это направление имеет различные направления в социологической науке: социология пола, социология гендерных отношений, гендерная социология и так далее. К настоящему времени термин "гендерные исследования СМИ" утвердился в научной литературе16. Внимание западных исследователей достаточно давно привлекает гендерная проблематика в средствах массовой информации. Дело в том, что масс-медиа, являясь на сегодняшний день ведущим агентом социализации, принимают непосредственное участие в социокультурном процессе продуцирования обществом различий в мужских и женских ролях, ментальных и эмоциональных характеристиках. Тем самым СМИ вносят
16 Ворожцов В. П., Москаленко А. Т. Методологические установки ученого: Природа и функции. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1986, Ибраева Г. Гендерное неравенство в СМИ // Вы и мы. Диалог женщин. - 2000. - №11; 27, Силласте Г. Гендерные исследования: размышления участника международного семинара // Социологические исследования. - 1992. - №6., Титаренко Л.Г. Генднрная социология: Учеб.-метод. комнлекс/.-Мн.:БГУ, 2003.