Вы здесь

Гуманизация межэтнических отношений как социальная потребность: опыт регионального исследования

Автор: 
Суркова Людмила Ивановна
Тип работы: 
опыт регионального исследования
Год: 
2005
Артикул:
193461
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

*
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................л................................ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы гуманистического миропонимания
и его трансформации в современном мире............... 15
1.1. Гуманизм как актуальная социологическая проблема в
условиях реформации российского общества..............._
1.2. Гуманитарное поликультурное образование как
механизм гуманизации отношений между этносами.........35
» ГЛАВА 2. Межэтнические отношения в российском полиэтническом
регионе: социологический анализ проблемы............. 54
2.1. Особенности межэтнического взаимодействия в условиях
многонационального региона............................ _
2.2. Трансформации социокультурных ценностей студенческой
молодежи в условиях полиэтнического социума......... 103
^ ••
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................... 134
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................ 146
ПРИЛОЖЕНИЕ................................................... 174
*1 •
I
%
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: Сложность социальной ситуации в России начала XXI века обусловлена падением уровня производства, безработицей, инфляцией, социальным и имущественным расслоением населения. Характерным признаком нынешней ситуации является высокий уровень социальной напряженности, усиливающейся из-за отсутствия общезначимых и интегрирующих идей, ценностей, поддерживаемых обществом в целом. Выход из ценностного кризиса общества в целом, возможен только на пути переоценки старой и выработке новой ценностной системы общества, формирования новых эффективных подходов для преодоления вызовов времени.
Историко-культурные традиции российского общества не дают нам иной альтернативы, помимо выработки гуманистического миропонимания, новой концепции человека и его роли в современном обществе. По нашему мнению, такое миропонимание несет в себе огромное конструктивное начало и является важнейшим ценностным ориентиром, позволяющим человеку находить баланс устойчивости в потоке социальных перемен.
Необходимость гуманистического духовно-практического
преобразования социальной действительности особенно актуальна в сфере хмежнациональных отношений. Этничность в условиях возрастания
нестабильности социальных связей в обществе выступает как источник формирования определенных моделей социального поведения. В отсутствие четкой общегосударственной национальной политики, межэтническая
напряженность, как следствие нарушения баланса взаимоотношений на всех уровнях пол и культурного общества, стала главной характеристикой
отношений между народами России и во многом определяет
неблагоприятную социально-психологическую атмосферу в обществе. Сложившаяся ситуация требует поиска новых подходов в разработке
стран мира. В отличие от других учений о человеке, гуманизм исходит из признания человека как исходной реальности. Цель, сущность человека, его реальность и ценность в самом человеке. Такова исходная предпосылка гуманизма.
Представляя собой одну из фундаментальных характеристик материального бытия и сознания человека, гуманизм проявляется в стремлении человека к милосердию, добру, состраданию, сопереживанию, помощи окружающим. Однако такое восприятие этого явления отражает только субъективную характеристику данного понятия. Объективная сторона гуманизма выражается в реальных социально-экономических и культурных условиях жизнедеятельности человека, в тех общественных отношениях, которые обеспечивают действительную свободу личности. В контексте этого положения данный феномен рассматривается нами как совокупность объективных и субъективных отношений к человеку как высшей ценности.
Гуманизм, в широком смысле, - это осознание и культивирование человечности в человеке, уважение и любовь к человеку. В узком смысле, -это концепция, основанная на признании свободы, ответственности, многогранности, неповторимости, творческого начала человека. Человечность личности выступает фундаментальной основой общественного развития, ибо любое общество настолько гуманно, насколько гуманен каждый из ее членов.
Исходя из того, что основополагающим и ключевым принципом данного феномена является понимание того, что человек есть высшая ценность, цель общественного развития, можно говорить о том, что гуманизм определяет все содержание, структуру, ценности и принципы, социальные функции, а также основные тенденции развития общества.
Основные понятия гуманизма имеют конкретное историческое и современное социальное измерение. Их значения в области духовной
культуры постепенно менялись, уточнялись и обогащались. Гуманизм как специфическая система воззрений складывался на протяжении веков. Свой теоретический, социальный, культурный и мировоззренческий статус он обрел в эпоху европейского Возрождения (Х1У-ХУ1 вв.), но сознательное осмысление человеком своей гуманности прослеживается на протяжении всей человеческой истории.
Примером гуманистической религии служит ранний буддизм, выступающий для человека способом построения себя как личности. Это учение пронизано любовью к людям, несет идею этического благородства и духовной раскрепощенности. Согласно учению Будды, человек в исследовании мира достигает пределов и открывает самого себя, осознавая собственную индивидуальность, когда «...каждый индивидуум, по сути, связан со всем, что есть, вмещая в своем сознании всех живых существ, принимая участие в их сокровенном переживании, разделяя их страдание и радость»9.
Традиция обращенности к человеку, социально-этическим проблемам была заметно выражена в учениях Древнего Китая, где человек и мир рассматривались как единая система, живой организм, где все взаимосвязано и взаимообусловлено. Мо-цзы, основатель школы моизма, выдвигая идею всеобщей любви, которая, по его мнению, приводит к исчезновению всех социальных и политических конфликтов, утверждал: «Если нет любви между людьми, то непременно появляется ненависть друг к другу, то нет милосердия и верности...»10. Назначение человека, по Конфуцию, - в эволюции мира - привести все существа к совершенству, гармонии. К высотам, считал он, мир идет через человека. Высшей ценностью почитается «жэнь» - гуманность, милосердие, а основой нравственности является человеколюбие и взаимность. «Чего не желаешь себе, того не делай и
9 Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. М., 2000. С.418.
13 Литология мировой философии. В 4-х т. М., I969.T.1.4.1. С. 203-204.