Вы здесь

Ценностные ориентации молодежи в условиях современного города и урбанизационных процессов

Автор: 
Миронец Елена Васильевна
Тип работы: 
Дис. канд. социол. наук
Год: 
2004
Артикул:
193527
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОРОД КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНЧЕСТВА 16
1.1. Город как объект социологического исследования 16
1.2. Студенческая молодежь и динамика урбанизации
в процессе перехода к постиндустриальному обществу 52
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА 77
2.1. Молодежь и студенчество как социальные группы 77
2.2. Теоретические подходы к определению ценностей 95 ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ
ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА (на материалах конкретных социологических исследований) 107
3.1. Ценностные ориентации студенчества в условиях современного города 107
3.2. Образование в системе ценностей современного студенчества
и как фактор формирования личности 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 150
ПРИЛОЖЕНИЯ 160
*
Введение
Актуальность темы исследования. Молодежь и студенчество как особые социально - демографические группы являются наиболее динамичной частью общества и характеризуются специфической ролью и местом в системе общественного воспроизводства, поэтому изучение проблем этих групп общества является актуальным, поскольку будущее каждой страны во многом зависит от ее молодого поколения.
Социологические опросы последних лет выявили общий ценностный кризис общества и молодежи в том числе. Произошли сложные процессы, свидетельствующие о переоценке культурных ценностей предыдущих поколений, нарушении преемственности в передаче социокультурного опыта1. При этом пренебрежение вопросами духовной культуры и нравственности в деле воспитания молодежи и студенчества нанесло колоссальный урон во всех сферах жизни
Л
общества .
Формирование установок, ориентаций и культурных идеалов населения определяется, прежде всего, социальной политикой государства и деятельностью федеральных, региональных органов и органов местного самоуправления. Выход современного российского общества из состояния аномии напрямую связан с повышением уровня культурного развития населения, в котором городам, как центрам культуры и информации, отводится ведущая роль.
Успешная реализация социальных проектов в рамках организации жизнедеятельности общества и культурной политики, в частности, зависит от знания внутренних механизмов и придания особой значимости урбанизации. Ведь именно процессы урбанизации и интегрирующие эти процессы города в наибольшей степени определяют
'Лисовский В.Т. Особенности социализации и самоопределения современной молодежи // Социологические исследования. - 1998. -№ 12.-С. 114.
2 Тонснкова М. Социально-духовные ценности и экология сознания // Социально-гуманитарные знания. - 2002
Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в 5 статьях, авторский объем которых 1,1 п.л.
1. Миронец Е.В. Социологический анализ городской культуры как результата урбанизации // Современная культурология: предмет, методология и методика: Сборник научных трудов. Краснодар: КГУКИ, 2002.- С. 256-260.
2. Миронец Е.В. Городская среда и нравственные ценности студентов // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции: Особенности постсоветских
трансформационных процессов. Пенза: Приволжский дом знаний, 2004.- С. 177-178.
3. Миронец Е.В., Сергиенко Н.Л. Образование в системе ценностных ориентаций современной молодежи // Сборник научных трудов: Интеграция науки и образования: социокультурное проектирование. Краснодар: КГУКИ, 2003.- С. 132-135.
4. Миронец Е.В., Ракачев Д.Н. Источники социального информирования и профессиональный выбор современной молодежи // Социальные коммуникации: Вопросы истории, теории и практики / Сб. научных ст. - Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2004.- С. 64-66.
5. Миронец Е.В. Формирование социокультурного облика современного города // Вестник МГОУ.- Ноябрь, 2004.- № 4 (17).-
С. 10-15.
Объем и структура работы. Диссертация изложена на 166 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 149 наименований, проиллюстрирована 34
•а
таблицами, 5 рисунками, содержит 2 приложения.
Глава 1. Город, как специфическая среда обитания молодежи и
студенчества
1.1. Город как объект социологического исследования
Город является объектом изучения различных наук: социологии, географии, демографии, экологии и др. Социология города - один из разделов социологии, дающий самую широкую информацию о городе и объединяющий обширный научный материал, накопленный другими науками, занимающимися изучением данного социального феномена.
Изучение города, как сложного социального феномена, необходимо начать с рассмотрения проблем его формирования. Анализ основных теорий возникновения города на современном этапе общественного развития является актуальным и приобретает особую сложность в методическом и в практическом плане вследствие появления новых, ранее не существовавших форм территориального расселения, имеющих принципиально отличающиеся от всех предыдущих свои специфические особенности.
Как утвердает урбанолог Ч. Тилли: «Человек обходился без городов в течение первых девятисот девяноста тысяч лет своего существования. Способности человечества к коллективным действиям и к освоению окружающей среды привели, прежде всего, к появлению нового типа общины -городу, а впоследствии каждое их увеличение к новым скачкам в росте городов» [115].
Проблема создания всеохватывающей концепции возникновения городов и в настоящее время для современных исследователей остается нерешенной. Конкретно-исторический материал позволил сформулировать ряд урбанистических теорий, объясняющих возникновение города. Их общесоциологической методологией является выделение социальных функций, которым придается градообразующее значение: