Вы здесь

Западные социологические теории общества XX века: историко-социологический анализ

Автор: 
Полякова Наталья Львовна
Тип работы: 
историко-социологический анализ
Год: 
2004
Артикул:
195151
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................................4
Глава I ТЕОРИИ ОБЩЕСТВА В ИСТОРИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ
СОЦИОЛОГИИ..........................................................23
§ I Типологизация, периодизация и классификация теорий общества.....23
§ 2. Социально-экономические условия становления обществ XX в.......32
2.1. Закат свободного рынка и появление монополии как новой формы социальной организации..............................................33
2.2. “Закат” либеральной версии национального государства, становление социального государства.............................................42
2.3. Оформление новых базовых социально-экономических практик:
от тейлоризма к фордизму............................................55
Глава II СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВА НАЧАЛА
XX ВЕКА - 70-ХТОДОВ XX ВЕКА.........................................73
§ 3. Теории организованного капитализма.............................73
и государственно-монополистического капитализма.....................73
3.1. Организованный капитализм......................................74
3.2. Государственно-монополистический капитализм, империализм.......83
3.3. Теория организованного капитализма в 70-е-80-е годы............88
§ 4. От теорий менеджериального общества к теориям корпоративного общества............................................................97
4.1. Становление теорий менеджериального общества...................97
4.1.1. Торнстейн Веблен: отсутствующая собственность и революция инженеров.......................................................98
4.1.2. Технократическое движение.................................105
4.1.3. Революция менеджеров: Адольф Берль, Гардинер Минз,
Джеймс Бернхэм...................................................110
4.2. Критика теорий менеджериального общества и оформление теорий корпоративного капитализма.........................................115
4.2.1. Теория общества Чарлза Райта Миллза.......................115
4.2.2. Теория корпоративного общества Уильяма Уорнера............129
4.2.3. Автономный человек-организационный человек:
Уильям Уорнер-Уильям Уайт........................................137
§ 5. Теории массового общества.....................................148
5.1. Общая характеристика массового общества.......................148
5.2. Теория массового общества Хосе Ортеги-и-Гассста...............154
5.3. Теории массового общества в 40-е - 60-е годы..................162
5.3.1. Теория социального характера в массовом обществе
Дэвида Рисмена...................................................163
з
5.3.2. Теория массоного общества Эдварда Шилза.....................170
5.3.3. Теория массового общества Герберта Блумера..................176
§ 6. Теории тоталитарного общества....................................183
6.1. Общее теоретическое введение.....................................183
6.2. Идеологические проекты тоталитарного общества....................188
6.2.1. Общая характеристика........................................188
6.2.2. Теория тоталитаризма Эрнста Юнгсра..........................192
- 6.2.3. Теория тоталитарного общества Вернера Зомбарта ..............204
6.3. Социологические теории тоталитарного общества....................232
6.3.1. Теория тоталитарного общества Ханны Арендт..................233.^
6.3.2. Теория тоталитарного общества Карла Мангейма................252
§ 7. Теории развитого индустриального общества середины XX века 268
7.1. Введение......................................................268
7.2. Теории развитого индустриального общества Макса Хоркхаймера
и Теодора Адорно......................................................272
7.3. Теория индустриального общества Герберта Маркузе.................281
7.4. Дискуссии о характере индустриального труда и о рабочем классе
в теориях развитого индустриального общества..........................290
7.4.1. Теория Роберта Блонера......................................292
7.4.2. “Тезис Гарри Брейвермана”...................................297
7. 5. Теория развитого индустриального общества Раймона Арона.........302
Глава III СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВА ПОСЛЕДНЕЙ
ТРЕТИ XX ВЕКА - НАЧАЛА XXI ВЕКА.......................................313
§ 8. Социальные трансформации 1970-х гг...............................313
§ 9. Социологические теории постиндустриального общества..............327
9.1. Теория постиндустриального общества Дэниела Белла................329
9. 2. Концепция постиндустриального общества Алена Турена.............337
§ 10. Социологические теории информационного общества.................350
10.1. Теория общества “третьей волны” Олвина Тоффлера.................350
10.2. Теория информационного общества Франко Ферраротти...............363
§11. Социологические теории общества “эпохи постмодерна”..............376
11.1. Постмодернистская социология....................................376
11.2. Современность как поздний модерн. Теория радикализированного
модерна Энтони Гидденса...............................................394
§ 12.Глобализация, современность и понятие «общество» в новейших социологических дискуссиях............................................403
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................415
ЛИТЕРАТУРА..............................................................424
43
едином человечестве, осуществится ассимиляция малых народов в более крупных на основе общей культуры и языка.
В 1880-1914 годах, как об этом свидетельствуют историки1, в общем процессе становления европейских наций появились перемены, которые затронули национальные чувства внутри уже существующих наций-государств и которые выразились в резком сдвиге вправо. Для описания этого сдвига вправо и был создан термин “национализм”.
Национализм 1880-1914 годов определялся, с одной стороны, резко возросшими процессами миграции, а с другой - образованием к этому времени на основе “принципа национальности” целой группы новых государств -объединенных Германии и Италии, фактического раздела после Соглашения 1867 г. Австро-Венгрии, а также появления множества крупных политических образований, претендующих на статус национальных государств - от Ирландии, Бельгии, Финляндии, Польши до добившихся независимости от Турции Греции, Сербии, Румынии, Болгарии. “Национальная проблема” превращается в важный вопрос внутренней политики практически во всех европейских государствах. Как указывает Эрик Хобсбаум, “именно в этот период националистические движения стали возникать там, где раньше никто о них не слыхал, или даже среди народов, прежде представлявших интерес только для фольклористов”4.
Эти процессы положили начало тому, что любая народность, объявившая себя “нацией”, могла добиваться права на самоопределение, означавшее право образовывать на своей этнической территории независимое государство. В результате критериями национальной государственности становится этнос и язык, начинается процесс становления агрессивных националистических идеологий и националистических движений, наступает время, когда “национальная идея” обретает массовую поддержку.
3 См. об этом: Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. - М., 1998.
4 Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. - М., 1998. С. 168.
44
Этнический национализм получил громадную поддержку как среди масс, так и среди праворадикальной части высших слоев общества в силу их традиционалистского страха перед крупномасштабным переструктурированием социальной и экономической жизни, перед процессом урбанизации и появления новых “нетрадиционных” классов и слоев, перед диаспорной миграцией самых различных народов, которые еще не успели выработать навыков совместного существования с местным населением.
Этнический национализм получил теоретическое обоснование в целом наборе расовых теорий, в которых утвердившееся деление человечества на расы, отличавшиеся по цвету кожи, было дополнено сложной системой “расовых” признаков для различения народов, имевших белую кожу, например, “семитов” и “арийцев” и т. п. Свою лепту в оформление этого комплекса идей внес также социал-дарвинизм и некоторые социальные интерпретации генетики. В результате слияния всего этого дикого комплекса идей, выступавшего от имени якобы “науки”, оформился расизм (X. Чемберлен, Ж.В. дс Ляпуж, О. Аммон, Л. Вольтман и др.), и вульгарная ксенофобия приобрела выраженный “расовый” характер. Этот расовый национализм был дополнен языковым национализмом, поскольку вопрос о национальном языке - это вопрос о власти и социальном статусе языковой группы, это вопрос политики и идеологии (и только в последнюю очередь - культуры).
Таким образом, национализм из понятия, связанного с либеральными идеями, утверждавшими принцип “права наций на самоопределение”, превратился в шовинистическое, имперское, агрессивно-ксенофобское образование - в правый радикализм. Сам термин “национализм” был создан для описания именно этой тенденции.
Такой расовый национализм разрушил либеральную идею нации и национально-государственной идентичности, под влиянием которой происходил процесс становления наций-государств в XIX в. Он внес новый,