Вы здесь

Стиль руководства производственной организацией в условиях становления рыночных отношений в России

Автор: 
Коренева Елена Леонидовна
Тип работы: 
Дис. канд. экон. наук
Год: 
1999
Артикул:
1000283083
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
3
Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
#2.Социально-экономическая и правовая характеристика собственности в контексте управленческой деятельности руководителя. . 19
Глава2.ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИИ. 43
#1 .Стиль руководства как комплексная оценка качества управления персоналом производственной
ОРГАНИЗАЦИИ.
10
#1.Факторы, определяющие особенности управленческой деятельности руководителя производственной организации, в условиях становления российского рынка. 10
организации.
#2.Стиль руководства как результат взаимодействия
43
экономических и социально-психологических факторов в
его формировании.
64
#3.Специфика деятельности руководителя российского предприятия в условиях перехода к рынку. 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
110
БИБЛИОГРАФИЯ.
117
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Руководство производственными
организациями значительно усложняется с переходом от плановоцентрализованной к рыночной системе управления экономикой. Это обусловлено расширением их прав и обязанностей, существенными изменениями внешней среды, в которой приходится осуществлять свою деятельность. В новых условиях приходится обеспечивать достижение принципиально новых целей и задач, которые ранее не являлись прерогативой данных организаций. Особых изменений претерпевает управление социально-экономическими процессами в результате разгосударствления и приватизации собственности. Теперь
производственно- экономическая деятельность приватизированных
предприятий базируется на иных формах собственности, что требует самостоятельного поиска предприятий- смежников, поставщиков,
потребителей. Утверждаются и иные подходы к подбору и
комплектованию кадров. От современного профессионального
руководителя требуется знание и умение работать в новой обстановке. По мере утверждения новых социальных и экономических отношений его роль постоянно возрастает.
Люди, работающие в организации, являются тем фактором, учет которого требует достаточно квалифицированного, научного подхода к использованию его в определенных условиях, в каждой конкретной ситуации. Каждый член организации, будучи конкретным работником, обладает присущим только ему характером, своей системой ценностей и мотивов трудовой деятельности. Чтобы люди, работающие в организации, направляли свою деятельность на достижение ее целей, руководители должны постоянно взаимодействовать с ними, создавать
11
факторы, которые формируются и действуют в самой производственной организации, внутри нее.
К внешним факторам относятся те, которые формируются за пределами производственной организации, но активно влияют на ее основную деятельность. К ним относятся правовые нормы, регламентирующие деятельность организации, рынок, общая экономическая и политическая ситуация.
Связь между экономической деятельностью субъектов и их побуждениями к этой деятельности находит свое отражение через систему социальных, институциональных, поведенческих характеристик. В имеющейся литературе в зависимости от той или иной теории фирмы авторы акцентируют свое внимание на одну или другую сторону её экономической деятельности, выполняющую антропогенные функции одновременно и по отношению к самому руководителю. Традиционно преобладает точка зрения, что руководитель, будучи собственником предприятия, выполняет функции контроля и управления. При этом основная его деятельность направлена на максимальное увеличение прибыли и данной цели соответствуют различные стратегические концепции, определяемые руководителем-собственником. Здесь экономическим условием деятельности собственника будет выступать принцип равенства предельных издержек и предельных доходов. Вместе с тем такой подход к деятельности руководителя-собственника в современных условиях все чаще рассматривается как ограниченный. Чем это объясняется? А дело в том, что фирмы часто не занимаются подсчетами, вытекающими из маржиналистских допущений, величины как предельных издержек, так и предельного дохода. Причиной тому является отсутствие необходимой объективной информации об имеющемся и потенциальном спросе на производимую ими продукцию.
12
Так же могут обстоять дела и в отношении действий других агентов рынка, конкурентов, производящих аналогичную продукцию. Использование маркетинговых исследований на основе имеющейся статистической информации, в средствах массовой информации, в различного рода специальной литературе и других источниках не всегда позволяет адекватно оценить соответствующую позицию и линию поведения различных субъектов рыночных отношений. Эта информация зачастую носит ограниченный характер, а нередко тенденциозна и сознательно искажена. Несмотря на все это, теория максимизации выгоды, независимо от еб конкретной формы, лежит в основе многочисленных интерпретаций экономического поведения руководителя как собственника.
К особенностям России следует отнести то, что большинство руководителей предприятий выступают в настоящее время одновременно и их собственниками. Эти руководители будучи субъектами экономической деятельности подвержены антропогенному воздействию тех же факторов, что и собственники предприятий. Они выполняют те же функции, что и собственники.
Сторонники менеджеральной теории фирмы придерживаются того взгляда, согласно которому основной функцией руководителя как профессионального менеджера, является функция оперативного управления. Экономическое содержание побуждений руководителя, не обязательно являющегося собственником, раскрывается в увеличении сбыта продукции предприятия и в максимизации дохода.
Описание экономического содержания мотивов, а также ценностей руководителя в теории максимизации роста имеет несколько аспектов. Основным ориентиром руководи геля в экономической деятельности выступает норма нераспределенной прибыли. Различные варианты