Вы здесь

Корекція психічного розвитку в процесі навчання молодших школярів з аномаліями зору.

Автор: 
Тиха Еліна Вікторівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2002
Артикул:
0402U000217
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ГЛАВА 2
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДЕФЕКТА

Отечественная дефектология располагает достаточно обширными данными, касающимися решения проблемы развития и формирования детей с глубокими нарушениями зрения. На основании этих данных разработан ряд принципов, приёмов и методов специальной дидактики, позволяющих организовать учебный процесс таким образом, чтобы он восполнял недостаток сенсорного визуального восприятия на основе деятельности других сохранных сенсорных систем. Имеются работы по исследованию влияния зрительной депривации на деятельность психических процессов, проявление личностной сферы, овладение коммуникативными навыками. В медицинской психологии В.С. Матвеевым [131, 132] был проведен ряд исследований патологических изменений психической деятельности человека с тотальными или парциальными дефектами зрения. Л. С. Выготский [49] писал, что отклонение в развитии влечёт за собой возникновение необходимости поиска "обходных путей, позволяющих преодолеть влияние дефекта на целостное формирование и развитие личности индивида". Как отмечают многие авторы [19, 21, 26, 36, 49, 58, 95, 116, 119, 190, 191], само по себе нарушение зрения не приводит к искажению внутриличностных структур и процессов. Каким тогда образом можно объяснить столь частое проявление у слепых и слабовидящих людей невротических состояний (в форме реактивных неврозов и неврозов развития), патохарактерологического развития личности, психопатии? Причины этого кроются не в биологической детерминированности отклонений психической деятельности нарушением зрения, их следует искать, как показано в предыдущей главе, в социальной обусловленности становления ребёнка, в форме и структуре отношений, в которые он включён. Эти отношения, как писал Л. С. Выгодский, будучи внешними (отношениями к самому ребёнку со стороны окружающих), в процессе развития как бы "вращиваются", становясь внутренними т. е. отношениями ребёнка к самому себе.
Сложно было бы отрицать, что в нашей культуре ребёнок с аномалиями деятельности визуальной сенсорной сферы ощущает на себе несколько иное отношение со стороны окружающих, чем его сверстники [173,189]. Впоследствии такое отношение становится его собственным отношением к себе и определяет критерии выбора мотивов при постановке целей, поиске средств решения внешних и внутренних конфликтов. В том случае, если это, сформированное окружением отношение к себе является искаженным, то подобные изъяны на фоне нарушения связей со средой, возникающих в результате сенсорной депривации, могут послужить причиной формирования негативного индивидуального опыта.
Слово для такого ребёнка является средством, опосредующим познание мира. На основании информации, получаемой вербально, ребёнок воссоздаёт целостный образ окружающей реальности. Поэтому до определённого этапа развития ребёнок с глубокими нарушениями зрения как бы видит мир глазами других, его представление о действительности преломлено через систему личностных смыслов ближайшего окружения.
В настоящей главе рассмотрены особенности дефекта как психического образования и сделана попытка проанализировать, каким образом физический дефект влияет на психическую жизнь человека.
2.1. Структура дефекта. Роль компенсации в становлении личностной
сферы
Знание причин возникновения поведенческих и внутриличностных изменений, вызванных наличием физического недостатка, помогает планировать меры по устранению негативных реакций человеческой психики на осознание дефекта. В связи с этим вплотную встаёт вопрос о личностной деформации в результате глубоких нарушений зрения и способы её устроения.
Проблему дефекта невозможно рассматривать в отрыве от проблемы компенсации, так как любой дефект, заключающийся в выпадении определенной функции, нарушении деятельности их механизмов и адекватного взаимодействия структур, влечет за собой неотъемлемое включение компенсаторных механизмов, позволяющих организму наиболее оптимально функционировать в окружающей среде[37, 39, 128, 181, 189, 202].
"Компенсация, - согласно З.Фрейду [177],- это реакция организма и психики, противодействующая травматическим возбуждениям путем изъятия активной энергии у всех психических систем и создания соответствующего энергетического заполнения вокруг травматических элементов." А. Адлер считал компенсацию "...повышенным развитием физических, психологических, личностных компонент, которая возмещает некоторый недостаток - реальный или мнимый. Чрезмерная компенсация переходит в сферхкомпенсацию. Та и другая выступают как механизмы и средства реализации и преодоления комплекса неполноценности [177]". Л.С.Выготский [49] называет сверхкомпенсацию "...парадоксальным органическим процессом, превращающим болезнь в сверхздоровье, слабость - в силу, отравление - в иммунитет. Сущность ее сводится к следующему: всякое повреждение или вредоносное воздействие на организм вызывает со стороны последнего защитные реакции гораздо более энергичные и сильные, чем те, которые нужны, чтобы парализовать непосредственную опасность". "Организм, - пишет Л.С.Выготский, - представляет относительно замкнутую и внутренне связанную систему органов, обладающую большим запасом потенциальной энергии, скрытых сил. Он действует в минуты опасности как единое целое, мобилизуя скрытые запасы накопленных сил, сосредотачивая в месте опасности с большой расточительностью гораздо большие дозы противоядия, чем доза грозящего ему яда. Таким путем организм не только компенсирует причиненный ему вред, но всегда вырабатывает излишек, перевес над опасностью, приводящий его в высокое состояние защищенности в большей степени до возникновения опасности". Таким образом, Л.С.Выготский приходит к тому, что наличие дефекта вызывает не только накопление необходимой энергии для его возмещения, но и делает количество этой энергии больше допустимого, обуславливая проявление сверхкомпенсации дефекта.
Ребенок с глубокими нарушениями зрительной сферы будет стремиться, по Л.С.Выготскому, не только преодолеть свой "недостато