РАЗДЕЛ 2
СТАНОВЛЕНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
В данном разделе рассматривается специфика отдельных составляющих Я-концепции подростков РО и ТО, динамика изменений этих составляющих от 6 к 8 классу, исследуется содержание и динамика Я-образов подростков.
2.1. Цель, задачи, методы исследования и общая характеристика испытуемых
Изложенный в Разделе 1 теоретический анализ позволил сформулировать цель и задачи исследования.
Цель исследования состоит в сравнении закономерностей становления Я-концепции подростков в условиях специального формирования учебной деятельности в начальной школе и при традиционном обучении.
Для достижения вышеназванной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие Я-концепции в современной психологии и ее становление в подростковом возрасте.
2. Изучить структуру и специфику Я-концепции подростков, обучавшихся в условиях специального формирования учебной деятельности в начальной школе и при традиционной системе обучения.
3. Изучить взаимосвязь становления субъекта учебной деятельности и формирования Я-концепции в подростковом возрасте.
4. Охарактеризовать содержание и динамику развития образа Я подростков, обучавшихся в условиях специального формирования учебной деятельности в начальной школе и при традиционной системе обучения.
Объект исследования - развитие Я-концепции в подростковом возрасте.
Предмет исследования - закономерности развития Я-концепции в подростковом возрасте в зависимости от способа организации учебной деятельности в начальной школе.
Для решения задач исследования использовались следующие методы: теоретический анализ, метод возрастных срезов, методы статистической обработки данных исследования.
2.1.1. М е т о д и ч е с к а я с т р а т е г и я. Я-концепция является сложным образованием, специфика которого определяется не только особенностями отдельных его элементов, но и характером их взаимосвязи. Поэтому методическая стратегия исследования предусматривает не только изучение у подростков в различных условиях обучения отдельных компонентов Я-концепции, их динамики от 6 к 8 классу, но и комплексную характеристику различных видов Я-концепции, выделенных при помощи кластерного анализа, а также исследование содержания Я-образов на основе проективного сочинения.
В качестве показателей Я-концепции личности рассматривались:
- Описательная составляющая: содержание Образа Я подростков, выраженное как в количественных, так и качественных показателях самохарактеристик.
- Аффективное отношение к себе: самооценка (операция сравнения себя с неким эталоном) и самоотношение личности (выражающее смысл Я для самого субъекта).
- Потенциальная поведенческая реакция: уровень притязаний личности (тесно связанный с самооценкой и отражающий степень сложности задачи, на решение которой субъект считает себя способным) и субъективный локус контроля (отражающий оценку личностью своей способности влиять на события собственной жизни).
Кроме того, анализировался уровень тревожности в различных социальных ситуациях, отражающий процесс становления образа Я.
В соответствии с темой исследования проводилось изучение особенностей Я-концепции в зависимости от способа организации учебной деятельности детей в начальной школе. При этом под способом организации учебной деятельности имеется в виду единство содержания учебной деятельности и методов его преподнесения.
В работе рассматриваются два основных способа организации учебной деятельности.
Первый (развивающее обучение), где в основу содержания основных учебных предметов в начальной школе полагается система теоретических понятий. Формирование учебной деятельности предусматривает специальную организацию системы предметных действий учащихся, обеспечивающих содержательный анализ и обобщение учебного материала.
Второй способ организации учебной деятельности (традиционный) - характеризуется направленностью на формирование элементарных умений и навыков, опирающихся на обобщения эмпирического типа, и преподнесением знаний в готовом виде без анализа их происхождения.
Становление субъекта учебной деятельности является задачей младшего школьного возраста, но осуществляется лишь в условиях специального формирования учебной деятельности [48,50]. Организация и развертывание квазиисследовательской деятельности, воспроизводящей сущностные свойства научного исследования, превращает ребенка в настоящего субъекта учения. Сформированность всех структурных компонентов учебной деятельности (мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий, контроля и оценки) обеспечивает умение учиться [171]. Будучи интериоризированной формой коллективно-распределенной учебной деятельности, способность быть субъектом учебной деятельности отражает замену субъективной (практической, утилитарной, индивидуалистической) позиции ребенка по отношению к окружающей его предметной действительности позицией объективной (теоретической, познавательной, нравственной) [65].
В нашем исследовании не ставилось цели изучения становления подростка как субъекта учебной деятельности в полном объеме, поскольку в качестве экспериментальных классов были выбраны такие, где обучение в младшем школьном возрасте велось по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, психологическая и технологическая части которой специально направлены на формирование субъекта учебной деятельности. Исследования, проведенные А.К.Дусавицким и его сотрудниками, выявили у учащихся высокие показатели развития компонентов теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии, содержательной абстракции, содержательного обобщения).
Мы остановили свой выбор на таких интегральных компонентах УД как системность и планирование, значимых для становления образа Я подростков.
Содержательное планирование заключается в поиске и построении системы возможных действий и определении оптимального действия, соответствующего существенным условиям задачи [44]. В.В.Давы