РАЗДЕЛ 2
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ АНАЛИЗА РЫНКА УСЛУГ СВЯЗИ
2.1 Основные направления и методы анализа рынка услуг связи
Украина обладает одним из самых больших рынков телекоммуникаций в странах СНГ и Восточной Европы. Приватизация и акционирование государственных предприятий связи, а так же возрастающие тенденции инвестирования дают новый импульс развития индустрии связи, несмотря на сложное технико-экономическое состояние отрасли.
Либерализация рынка связи в большей мере затронула электросвязь. Появился целый ряд новых операторов с разнообразной формой собственности, которые предоставляют услуги связи потребителям, выступая по отношению друг к другу как конкуренты. Государственный комитет связи и информатизации Украины продолжает выдачу лицензий операторам связи, что ведет к росту общего уровня конкуренции в этой сфере. Следует отметить, что наиболее развитой на сегодняшний день является телефонная связь - местная и междугородняя. В этой сфере работает наибольшее число работающих операторов (в сфере местной связи работают более 1000 операторов). Второе место по уровню развития занимает мобильная связь. Несмотря на недавнее появление операторов, предоставляющих этот вид услуг на рынке услуг связи Украины, этот вид деятельности занял прочные позиции, является прибыльным и составляет конкуренцию традиционной электрической телефонной связи. Почтовая связь представлена в основном УГППС Укрпочта [45, 59, 63, 70, 89].
Переход к рыночным отношениям и организация работы в условиях рынка требует стратегического подхода к постановке и решению таких ключевых вопросов деятельности оператора связи, как что и сколько следует производить? Где найти источники финансирования? Как организовать текущее и перспективное управление финансовой и хозяйственной деятельностью?
Целью решения этих и других вопросов является рассмотрение проблемы выживания предприятия в условиях конкурентной борьбы, избежания банкротства и крупных финансовых неудач, максимизации прибыли, определение приемлемых темпов роста производства и реализации услуг, минимизации расходов и, в конечном счете, обеспечения способности адаптироваться к изменениям в потребительском спросе.
Осуществление поставленных задач на предприятиях связи происходит в условиях предоставленной самостоятельности и организации деятельности с учетом взаимодействующих элементов рынка (спрос, предложение, конкуренция), а также государственных регуляторов (налоги, кредиты и т.д.) [32, 48, 77].
Поскольку инфраструктура рынка в каждом регионе Украины разнообразна, следовательно, отличаются и показатели рынка услуг связи, такие, как уровень телефонизации, количество работающих операторов, уровень спроса и т.д. Поэтому изучение и анализ состояния и перспектив развития рынка связи имеет большое значение для функционирования отрасли в современной маркетинговой среде.
Современные рыночные отношения предполагают обеспечение комплексного решения проблем производства и потребления услуг, наилучшую координацию деятельности всех субъектов экономических отношений, высокую результативность деятельности и эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Поиск и выбор наиболее эффективных решений - неотъемлемая и важнейшая составная часть общего процесса управления хозяйством в системе маркетинга. Такие поиски должны осуществляться для предотвращения несогласованности принимаемых решений, которые возникают вследствие недостаточного учета влияния как внутренних, так и внешних факторов.
Существует обобщенная методология проведения маркетингового исследования того или иного рынка [19, 41, 43, 75, 80]. Эта методология в общем виде представлена в виде алгоритма на рис. 2.1.
Рис. 2.1 Алгоритм проведения маркетингового исследования деятельности предприятия в рыночных условиях
Данная методология, как уже было сказано, является обобщенной, т.е. для его использования в отрасли связи необходимо ввести параметры, учитывающие технико-экономические особенности отрасли.
Для проведения анализа рынка услуг связи разработана и предлагается усовершенствования система, которая учитывает весь комплекс факторов, влияющих на функционирование оператора в рыночной среде. Схема процесса принятия решения о перспективе функционирования оператора и реализации услуг в маркетинговой среде приведена на рис 2.2. На ней четко видно, что для проведения маркетингового исследования необходим системный подход к анализу всех внутренних и внешних аспектов производственно-хозяйственной деятельности оператора связи во взаимосвязи и взаимовлиянии. То есть необходимым условием эффективной деятельности оператора в среде маркетинга является постоянное проведение анализа всех показателей работы предприятия во многих направлениях по рассмотренным далее этапам.
Первым этапом является анализ производственных ресурсов предприятия. Для организации любого производственного процесса приобретаются и затрачиваются определенные ресурсы: рабочая сила, предметы и средства труда, финансовые ресурсы. Их использование находит свое дальнейшее отражение, с одной стороны, в определении производственных возможностей по реализации соответствующего объема услуг (QS), с другой стороны, в форме затрат (Э), расходующихся в ходе производственного процесса.
Вторым этапом является анализ объемов и видов предоставляемых услуг предприятием и обобщение текущих расходов. Этот этап необходим для определения требуемых производственных ресурсов. На этом этапе важное значение приобретает влияние технико-экономических особенностей на функционирование отрасли.
Третьим этапом является анализ и оценка финансового состояния предприятия. Определяются такие показатели, как коэффициенты покрытия, обеспеченности собственными средствами, абсолютной ликвидности, маневренности рабочего капитала, независимости, финансовой стабильности. Исходя из анализа динамики указанных показателей и сопоставления их с нормативными значениями, оценивается платежеспособность, кредитос