Вы здесь

Аналіз і моделювання організаційних структур управління проектами

Автор: 
Бек Володимир Олександрович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2003
Артикул:
3403U002802
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
СИСТЕМНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОЕКТАМИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА
2.1. Теоретико-множественное представление процесса выполнения проекта

Актуальность проблемы формирования рациональной структуры организационного управления проектами на предприятиях и в организациях Украины существенно возросла в новых условиях переходной экономики. Она обусловлена увеличением сложности и разнородности проектов, растущей динамикой изменения портфеля заказов предприятий, распределенностью и многоуровневостью сложных социотехнических систем (ССТС).
Реализация новых проектов и программ осуществляется предприятиями имеющих, как правило, традиционные организационные структуры (ОС). В рамках существующей организационной структуры каждый элемент имеет свою специализацию по функционированию и управлению. При этом в ОС сложилась система делегирования полномочий.
Делегирование полномочий подразумевает увеличение количества уровней управления в системе, что ведет к удлинению цепи команд и увеличению затрат на содержание управленческого аппарата, но позволяет руководителям перераспределить объемы работ по управлению и улучшить качество принимаемых решений.
В современных социотехнических системах схема делегирования полномочий определяется набором должностных инструкций, существующих в рассматриваемой системе. Как правило, набор должностных инструкций складывался в процессе функционирования системы. Он не имеет возможности оценить функционирование отдельных руководителей во времени и не дает информации об объеме выполняемой ими управленческой работы, а значит, не позволяет провести анализ эффективности структуры управления ССТС.
Для оценки эффективности организационных структур предлагается подход, основанный на создании модели ССТС, которая может использоваться как для апостериорного анализа функционирования структуры управления по результатам работы ССТС, так и для априорного анализа по планам работы системы на будущий период. По результатам такого анализа могут приниматься решения по оптимизации структуры управления и системы делегирования полномочий.
Одной из основных задач, решение которой необходимо для разработки прикладной информационной технологии анализа эффективности организационного управления, является создание комплекса формализованных моделей, которые являются математическим описанием объекта исследования, целей и задач, решаемых в системе, организационной структуры управления и механизмов взаимодействия между элементами ОС в процессе функционирования и управления при реализации проектов. На начальном этапе представления процессов управления воспользуемся возможностями математического аппарата теории множеств.
Представим портфель заказов организации в виде множества проектов, которое для данной ССТС является множеством целей и, соответственно, множеством функциональных задач (работ выполняемых в рамках проекта) , которые сеть должна решать для достижения целей . Для решения отдельной функциональной задачи требуется реализовать множество функций и задач управления. Тогда полное множество задач, решаемых социотехнической системой можно определить как:
где - множество задач по управлению системой в процессе решения задач из .
Организационную структуру ССТС можно представить в виде набора множеств:

- узлы системы;

- множество отношений непосредственной подчиненности в системе;

- множество каналов связи системы.

Каждый узел социотехнической системы имеет некоторую специализацию, что позволяет ему решать определенные задачи из множества . Тогда одной из своих характеристик будет иметь множество задач, которые он способен решать:

Декомпозиция задач системы позволяет ввести понятие элементарной задачи , под которой в данной работе будем понимать такую функциональную задачу, которая может быть решена отдельным узлом системы без взаимодействия с подчиненными ему узлами. Тогда множество элементарных задач системы можно определить как:
Рассмотрим некоторую задачу такую, что . Эта задача может быть декомпозирована на следующий набор задач:
где - задача общего управления решением задачи ;
- функциональные задачи, которые должны быть решены для решения задачи .
Рассмотрим задачу более подробно. Она может быть представлена в следующем виде:
где - задача координации решения задачи ;
- задачи управления исполнением функциональных задач .
Разница между задачей общего управления (далее задача управления) задачей и задачей управления исполнением состоит в следующем: задача управления исполнением возникает при декомпозиции функциональных задач более высокого порядка и является задачей управления решением задачи "извне", в то время как задача управления представляет собой задачу управления "изнутри". Процесс декомпозиции задачи на менее крупные задачи показан на рис. 2.1.
Таким образом:

Рис. 2.1. Декомпозиция функциональной задачи

Продолжая декомпозицию до уровня элементарной задачи получим:

,

где - элементарная задача;
- задача управления исполнением элементарной задачи, которую определим как элементарную задачу управления.
Таким образом, любая неэлементарная функциональная задача системы может быть представлена в виде объединения задач координации, элементарных задач управления и элементарных функциональных задач системы.
Под протоколом обмена

между двумя узлами будем понимать правила обмена информационными пакетами между этими узлами. Под протоколом управления
будем понимать такой специализированный , который определяет правила взаимодействия между двумя узлами, один из которых является начальником, а другой - подчиненным. Соответственно, элементарный протокол управления можно определить как:
где .

Очевидно, что вид будет зависеть от задачи, в процессе решения которой он используется