Вы здесь

Механізм забезпечення економічної стійкості судноплавних компаній

Автор: 
Сотниченко Людмила Леонідівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2004
Артикул:
0404U004612
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ТОРГОВОГО
СУДОХОДСТВА

2.1. Механизм и методы принятия оптимальных экономических решений

Совершенствование механизма принятия экономических решений - основное условие достижения устойчивых нормализованных результатов и одновременно кратчайший путь использования научных положений и мирового опыта в управлении конечными результатами в любом секторе рыночной экономики, в том числе и на морском транспорте. Особо выделяются при этом проблемы отдачи ресурсов и полного обеспечения потребностей фрахтового рынка. Выбор сектора операторской деятельности предполагает широту информационного обеспечения принятия экономических и инвестиционных решений.
Методической основой принятия инвестиционных решений является международная система стандартов поведения национальных транспортных компаний и государственные программы развития, а также ориентация на сложившиеся условия рынка транспортных услуг.
Масса перемещаемых грузов может служить для оценки масштаба развития национального транспортного потенциала. Предельные его параметры могут определяться только масштабами финансовой деятельности.
Совершенствование системы принятия экономических решений по критериям оптимальности показателей должно нацеливаться на достижение экономической безопасности национального хозяйственного комплекса. Внимание поэтому концентрируется на экономических, политических и организационных предпосылках создания эффективного национального морского транспортного потенциала.
Особое место занимает разрыв в методах расчета результатов и затрат при обосновании инвестиционных решений от оценки параметров в системе операторской деятельности флота.
В качестве основных направлений развития национального торгового судоходства следует рассматривать:
- определение необходимого уровня провозной и пропускной способности и выбор инвестиционных программ их обеспечения;
- формирование принципов и масштаба государственной поддержки отечественных транспортных предприятий;
- использование современных технологий интеграции в мировое транспортное пространство;
- реализация ресурсосберегающих технологий доставки товаров по критериям экономической конкурентоспособности.
Механизм оптимизации хозяйственных процессов должен ориентироваться на поддержание постоянной конкурентоспособности. Только на этой основе можно достигнуть повышения эффективности функционирования судоходных компаний. Рациональность использования транспортного потенциала по экономическим результатам и затратам основывается на двух подходах:
-в стремлении судовладельца к достижению финансовой устойчивости;
- государственной поддержке национальных транспортных систем по широкому спектру мероприятий.
Поэтому оценка конечной цели развития предполагает наличие показателей, объединенных методологическим единством и ориентацией на конечные результаты. Главное в таком подходе - разделение потока усилий, обеспечивающих достижение функциональной и финансовой устойчивости. Информационно-логическая модель формирования национального транспортного потенциала должна формироваться на основе стратегических задач и совокупности факторов. Учет воздействия последних на национальный судоходный комплекс зависит от доступности инвестиционных ресурсов и уровня государственной морской политики [18, 41, 57, 62, 95, 134, 143].
Любое инициативное предпринимательское решение, основанное на использовании собственных или заемных инвестиционных средств, ориентируется на эффективное функционирование и возмещение основного капитала. Поэтому, если национальная экономическая система не создает условий для шиппинговой деятельности с минимальным риском, проблема решается на основе экспорта капитала. В мировом торговом флоте - это известный принцип рефлагирования. Этот принцип основан на минимизации уровня налогообложения. Сужение судовладельцами налогооблагаемой базы приводит к экономически неоправданным, по сравнению с другими подходами, ставкам прибыльности. Институт подставных флагов снижает заинтересованность в привлечении инвестиционных ресурсов, с одной стороны, и ограничивает возможности развития торгового флота развивающимися странами.
Жесткие условия достижения функциональной устойчивости (рис.1.2) национальных судоходных компаний усиливают значение механизма управления их технико-экономическим уровнем. В свою очередь, конкурентоспособность судов торгового флота обуславливает величину прямого (Эск) и внесистемного экономического эффекта (Эуд). Первый характеризует финансовую устойчивость судоходной компании в течении активной части жизненного цикла и должен рассчитываться с учетом закономерностей функционирования судостроительного, фрахтового и инвестиционного рынков:

(2.1)
Тс - жизненный цикл проекта развития и функционирования судоходной компании;
Qi - среднегодовой объем перевозки грузов;
рcfi - фрахтовая (тарифная) ставка периода принятия экономических и инвестиционных решений;
- средние затраты [23] без учета амортизационных отчислений;
tx - ставка налога на прибыль;
?p.- оценка уровня риска по факторам функционирования фрахтового рынка;
?ti - коэффициент дисконтирования денежных потоков за жизненный цикл проекта;
Крj - инвестиции в развитие судоходного комплекса;
?tj - коэффициент нарастания затрат.
Внесистемный эффект повышения технико-экономического уровня торгового флота отражает результат ускорения доставки товаров. Поэтому он предопределяет место данного транспортного предприятия в интермодальных сообщениях и в целом в данном секторе рынка транспортных услуг.

(2.2)

?Qi - количество грузов, ускорение доставки, которых целесообразно по условиям мировых хозяйственных связей;
?t - сокращение времени доставки товаров за счет интенсиф