РАЗДЕЛ 2
В. Н. ЧИСТЯКОВА И КУРБАСОВСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ
"СИНТЕТИЧЕСКОГО АКТЕРА" (1918-1934)
2.1. Годы учебы и формирования таланта актрисы
Начало актерской деятельности В. Н. Чистяковой совпало и с революцией социальной, и с революцией в мире театра. Ровесница века, она была свидетелем исторического события - провозглашения Украинской народной республики, еще совсем юной включилась в процесс Возрождения украинской национальной культуры.
Революция всколыхнула широкие круги украинской интеллигенции, охваченной единым романтическим порывом созидания национальных культурных ценностей. Как всегда в революционные периоды истории, искусство театра выходит на первый план. С 1918 года центром театральной жизни Украины становится Киев. Здесь в ноябре был открыт Национальный Украинский театр драмы и оперы, директор и режиссер которого поэт Николай Вороный поставил спектакль по пьесе В. Винниченко "Пригвождені". Театральная аудитория стремительно расширялась, захватывая народные массы. В Киеве были сосредоточены силы, способные решить проблему модернизации театрального искусства и создания национального украинского театра европейского уровня. Возник вопрос о выборе пути.
Если совершить небольшой экскурс в историю украинского театра и сопоставить ее с историей формирования творческого начала в будущей актрисе В. Чистяковой, то можно обратиться к следующему. Когда ей исполнилось 7 лет, на волне первой русской революции в 1907 г. в Киеве был открыт Украинский национальный стационарный театр Николая Садовского, который приступил к решению проблемы украинизации мировой драмы, что должно было расширить тематические горизонты театрального репертуара. Уже тогда создавалась возможность подойти к интерпретации европейской пьесы с духовными, морально-этическими и эстетическими измерениями, которые сложились на почве отечественной культуры. Безусловно, это обстоятельство подготовило будущий репертуар В. Н. Чистяковой в спектаклях, созданных на основе драматических произведений зарубежных авторов.
Театр Н. Садовского основал путь моделирования общественного бытия и вплотную подошел к решению проблемы конструирования социальной коллизии. Ему удалось преодолеть характерный для театра корифеев этнографический принцип отображения реальности и отдать предпочтение достоверным социальным приметам обобщенной картины общественной жизни. Для создания театра нового типа Н. Садовскому необходим был не только высокого уровня хор, оркестр, танцевальная труппа, но, прежде всего актер универсальной подготовки, который бы играл натурально, естественно, добиваясь главного эффекта - синтеза театральной условности с правдой жизни. Так, задолго до первых шагов В. Н. Чистяковой в искусстве, сложилась общественная и культурная потребность в новом типе исполнителя.
Н. Садовский только начинал осваивать новую общественную драму. Интеллектуальный театр как осмысление средствами искусства духовного и нравственного состояния украинского общества того времени не стал его программой. Но подсознательно он почувствовал, что путь национального театра лежит через социальную драматургию, и во многом подготовил почву для революции в театральном искусстве. Н. Садовский пытался разорвать узкое жанровое кольцо, обратившись сначала к произведениям польских и чешских
писателей (Ю. Словацкий, Л. Ридель, Б. Cметана), затем - к новой украинской драматургии (Леся Украинка, А. Олесь, С. Васильченко), добиваясь органичного соединения слова с движением, музыкой, танцем. Благодаря новаторским поискам режиссера в классическом театре в Украине уже проступали черты синтетического театра [17, 27].
Процесс революционного обновления традиционных драматургических форм и сценического языка произошел в 20-е годы в модерном украинском театре, создателем которого явился начинающий тогда режиссер Лесь Курбас. Его взгляды формировались в атмосфере исканий мастеров сцены начала ХХ века. В годы учебы в Вене и Львове он познакомился с передовой европейской культурой: М. Рейнгард, Г. Крэг, И. Кайнц, режиссура Бургтеатра, немецкие и польские труппы [30, 25-66], драматургия экспрессионистов [30, 128-144]. Увлеченный идеями обновления сценического искусства, Курбас в 1916 году создает Молодой театр в основном из начинающих актеров. Когда В. Н. Чистякова впервые пришла в студию этого театра, там уже шли спектакли, отразившие стремление Леся Курбаса и его единомышленников к стилевому обогащению украинского театра. Лесь Курбас поставил "В пуще" Леси Украинки (1918), инсценировал стихотворения Тараса Шевченко, объединив их в драматургическую композицию под названием "Шевченковский спектакль" (1918). Обе постановки стали подступом к освоению актерами метода метафорического образного иносказания. В то же время постановка пьесы "Горе лжецу" Ф. Грильпарцера была решена в стиле буффонады, что открывало перед актерами возможность осваивать приемы комедии дель арте (1918), а "Украинский вертеп" как народное действо был разыгран в духе старинного кукольного театра (1918). Разные по жанру и стилевым особенностям, эти спектакли отмечены поиском новых средств выразительности. Искусство младотеатровцев принимало своеобразные и неповторимые формы.
Студия Леся Курбаса стала школой воспитания актера синтетического плана. Именно в условиях студийного обучения ему легче было реализовать идею воспитания актера нового типа. Безукоризненное владение телом и голосом - одно из основных требований Курбаса, предъявляемых к исполнителям ролей, которые участвовали в его спектаклях. Молодой режиссер настаивал на том, что актер должен ежедневно работать над собой, стремиться, чтобы тело было пластичным, голос гибким и выразительным, а мысли достигали бы границ философских обобщений. Свое кредо Курбас изложил в письме к младотеатровцам, требуя от них фанатической отдачи актерской профессии. [101, 218-220]. Излагая принципы своей работы, Курбас указывал, что танцы или пластика должны быть в театре ежедневно, занятия по фехтованию по системе С. Волконского -
- Киев+380960830922