раздел 2
Предпосылки усовершенствования механизмов управления капиталом национальных
морских портов
2.1. Основные тенденции и закономерности развития национального морского
транспорта Украины
Начало ХХI века характеризуется динамическим развитием интеграционных процессов
во всех регионах мира. Важное значение в интеграционных процессах приобретает
эффективное решение проблем перемещения пассажиров и транспортирования грузов
между странами, регионами и континентами.
Пользуясь выгодным геополитическим положением, имея развитую сеть железных и
автомобильных дорог, современные морские порты, Украина занимает одну из
ключевых позиций в налаживании транспортных связей между странами Европы и
Азии. По территории Украины проходят четыре международных критских транспортных
коридора, коридоры "Европа – Кавказ – Азия" (TRACEKA) и "Черное море –
Балтийское море".
Экономическая политика Украины направлена на использование ее транзитного
потенциала, интеграцию транспортной системы Украины в европейскую транспортную
систему. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы развития
транспортных систем стран Черноморского региона, усовершенствования их
взаимодействия с транспортными системами Европы и Азии, разработки новых
технико-экономических и научных подходов к рационализации транспортных
потоков.
Экономическая конъюнктура транспортных услуг на внешних рынках для Украины за
последние годы значительно ухудшилась. Это обусловлено сокращением и изменением
структуры внешнеэкономических связей Украины и других стран СНГ, уменьшением
объемов транзитных грузопотоков, проходящих через Украину.
Падение спроса на международные перевозки отразилось фактически на всех видах
транспорта и привело к сокращению в 2 раза по сравнению с 1990 г. валютных
поступлений от деятельности транспорта в этой сфере. В частности, доля морского
флота Украины в обеспечении перевозок грузов внешней торговли страны за
последние несколько лет сократилась
с 60% до 8%.
Сложившееся за годы реформирования экономики тяжелое финансовое положение и
прекращение государственной поддержки развития транспорта особенно остро стали
отражаться на деятельности морского транспорта, осуществляющих в настоящее
время только международные перевозки, регулирующиеся международными нормами и
стандартами в части технологии перевозок и технических средств транспорта.
Отечественный транспорт становился все в большей степени неконкурентоспособным
по сравнению с зарубежным, как в экономическом плане, так по условиям
эксплуатации – экологической и технической безопасности, техническим и другим
нормам.
Перевозка грузов по видам транспорта Украины представлена
в табл. 2.1. [123].
Таблица 2.1
Перевозка грузов по видам транспорта, млн. т
Вид
транспорта
Год
1985
1990
1995
2000
2001
2002
2003
Транспорт
6118
6286
2456
1529
1579
1558
1654
наземный
6005
6167
2422
1514
1564
1541
1635
железнодорожный
1024
974
360
357
370
393
445
автомобильный
4727
4897
1816
939
977
947
973
трубопроводный
254
296
246
218
216,4
201
217
водный
113
119
34
15
15
16,4
19
морской
56
53
21
6,3
8,8
речной
57
66
13
8,3
7,6
10
авиационный
0,3
0,2
0,0
0,0
0,0
0,1
0,1
В целом грузооборот транспорта Украины в период с 1985 г. по 2003 г. сократился
в 3,7 раз. С 2000 года наблюдается незначительный рост в перевозках грузов всем
транспортом Украины. За анализируемый период произошло сокращение в 6 раз
грузооборота водным транспортом, в том числе и морским транспортом.
Распределение грузооборота по видам транспорта Украины представлено в табл. 2.2
[123].
Таблица 2.2
Распределение грузооборота по видам транспортом, %
Вид
транспорта
Год
1985
1990
1995
2000
2001
2002
2003
Транспорт
100
100
100
100
100
100
100
наземный
74
74
76
97
97
97
97
железнодорожный
51
46
36
44
45
47
49
автомобильный
трубопроводный
16
20
34
48
47
45
42
водный
26
26
24
морской
25
25
23
речной
авиационный
0,1
0,1
Как видно, произошли изменения в структуре перевозок по видам транспорта
Украины. Значительно сократилась доля водного транспорта в общем грузообороте
Украины, если в 1990 г. она составляла 26%, то в период с 2000—2003 гг. лишь 3%
от общего грузооборота.
Рассмотрим более подробно перевозку грузов морским транспортом Украины (табл.
2.3) [123].
Таблица 2.3
Перевозка грузов водным транспортом, тыс. т
Вид груза
Год
1985
1990
1995
2000
2001
2002
2003
8
Все грузы
56486
53253
20798
6316
8232
8786
8851
в заграничном плаванье
35430
36377
19966
5241
6780
6288
5981
в каботажном плаванье
21056
16876
832
1075
1452
2498
2870
Продолжение табл. 2.3
8
в том числе
уголь
1139
552
39
15
Лес
16
Руда
6364
2225
379
1027
1255
минеральные строительные материалы (включая цемент)
9487
10279
754
913
937
667
994
нефть и нефтепродукты
758
1498
22
хлебные
2209
1635
10
100
103
489
71
металлы (включая лом)
212
101
28
253
496
Как видно, резко произошло сокращение грузооборота морским транспортом – 6,4
раза по сравнению с 1985 годом, в том числе в 7,3 раза сократился грузооборот в
каботажном плавании, в 6 раз – в заграничном плавании, однако в 2002 году
наметилась незначительная тенденция увеличения данного показателя. В 2003 году
в 2 раза увеличилась перевозка металлов по сравнению с 1985 годом и в 62 раза
по сравнению с 2000 годом.
Грузооборот транспорта Одесской области с 1990 года сократился почти в 10 раз,
в то
- Киев+380960830922