Вы здесь

Особливості виртуального дискурсу в просторі Інтернет (на прикладі інтернет-щоденників)

Автор: 
Заборовська Світлана Віталіївна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2006
Артикул:
3406U004388
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ГЛАВА 2
ИНТЕРНЕТ-ДНЕВНИК В ВИРТУАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ
2.1. Разнообразие форм общения в коммуникативном сегменте Интернета как
технологический и дискурсивный фон интернет-дневников
Одна из особенностей виртуального дискурса, определяющая частично его диффузную
природу, проявляется в соединении различных дискурсов, которые в
коммуникативном сегменте Интернета представлены такими формами межличностной
коммуникации, как электронная почта (E-Mail), чат, телеконференция, форум, ICQ
(Ай-Си-Кью или аська), MUDs (от “multi-user dimension” – ролевая игра, в
которой много пользователей объединены в одном виртуальном пространстве) и
интернет-дневник, или блог.
Данные формы интернет-общения можно классифицировать по различным основаниям.
Так, по скорости обмена сообщениями выделяют синхронное (в режиме реального
времени, on-line) общение – это ICQ, чат, MUDs – и асинхронное (off-line) –
электронная почта, конференции, форумы, интерактивные дневники. По числу
участников – диалоговые формы, в которых сообщения передаются от одного одному
или сразу многим, однако в режиме диалога (электронная почта, ICQ), и
полилоговые, в которых сообщения передаются от многих многим (телеконференции,
чаты). Интернет-дневник, на наш взгляд, является пограничной формой между
диалогом и полилогом, поскольку круг адресатов сообщений, как правило, зависит
от степени «открытости» дневника читателям. Останется сообщение автора
монологом или превратится в диалог, полилог, всецело зависит от круга читателей
того или иного дневника. Вместе с тем на каждом дневниковом сайте содержится
огромное количество личных дневников, сообщения которых создают многоголосый,
полифоничный, виртуальный полилог.
Поскольку основная цель нашего исследования – определение особенностей
виртуального дискурса на примере интернет-дневников, необходимо в общих чертах
рассмотреть особенности основных форм межличностной коммуникации в Интернете,
чтобы представить технологический и дискурсивный фон интернет-дневника как
объекта исследования.
Электронная почта (E-Mail) в настоящее время – одна из основных услуг
Интернета, которая первоначально являлась лишь дополнительной. О популярности и
востребованности этого сервиса свидетельствует еще и тот факт, что многие
последние модели мобильных телефонов, которые имеют подключение ко Всемирной
сети, предоставляют возможность получать и просматривать электронную почту
непосредственно в телефоне.
В отличие от обычной почты время доставки электронной корреспонденции
составляет от нескольких секунд до одного дня. При написании электронных писем
принято придерживаться определенных правил: во-первых, необходимо всегда
заполнять поле «Тема» (Subject) в заголовке, т.к. люди, получающие большое
количество сообщений, начинают просмотр писем именно с него. Во-вторых,
необходимо разбивать текст на абзацы (так как чтение длинного письма с монитора
компьютера довольно утомительно) и стараться излагать информацию лаконично. Для
оживления электронных писем допускается использование эмотиконов, или
«смайлов», однако злоупотребление ими может привести к тому, что письмо не
будет воспринято серьезно. Использование смайлов, помогающих в остроумной и
изящной форме передать чувства коммуникантов, является одной из специфических
особенностей виртуальной межличностной коммуникации.
Электронная почта мало чем отличается от традиционной. E-Mail представляет
собой классический пример письменной монологической речи с ее максимальной
развернутостью, синтаксической сложностью и подготовленностью. Однако
использование смайлов для выражения эмоционального состояния адресата и высокая
скорость доставки электронного письма может привести к его значительному
сокращению, своеобразной трансформации классического письма в записку,
содержание которой обычно довольно кратко, а развернутое рассуждение заменено
всего лишь несколькими словами, играющими роль намека или ответа на ту или иную
фразу из полученного письма. Например:
«Привет ...что ж поздравляю...жаль... а я 5 только приехал ... вот и получается
ерунда какая-то :((
пиши... надежда сама знаешь когда умирает ... Саня..»;
«привет ...езжу конечно, но не по регионам ... в Москву ...так это же на каждый
выходной ... тут их три ...ну хозяин барин :)
мда ...получается как только - так сразу ... жаль Саня...»;
«Привет...
Что же ты молчишь? не отвечаешь? Саня..» [226].
Телеконференции (или группы новостей) UseNet также являются классическим видом
сервиса Интернета с достаточно продолжительной историей и ориентированы на
поддержку коллективных дискуссий. Главная особенность групп новостей –
потенциальная возможность общения с миллионами людей по всему миру и
возможность выбора собеседников, разделяющих общие интересы и воззрения.
Телеконференции можно сравнить с гигантскими досками объявлений, где помещаются
объявления пользователей, доступные для чтения всем участникам данной
конференции, а также ответы и комментарии на сообщения, отправленные ранее.
Размещение сообщений в телеконференции называется публикацией (posting), а само
сообщение – статьей (article). Допускается публикация одного и того же
сообщения в двух или более конференциях (перекрестная публикация). Таким
образом, телеконференции являются своеобразными клубами по интересам, в которых
общение происходит вокруг определенного предмета, например бизнес, компьютеры,
наука, социальные темы, дискуссии. «Основное отличие участников телеконференций
от остальных завсегдатаев Сети – их «зрелость» в качестве пользователей
Интернет. Группы новостей можно назвать тем самым рубиконом, перейдя который
новичок превращаетс