Вы здесь

Лінгвокогнітивна експлікація фантастичного образу в російському художньому тексті (на матеріалі творів О.Р.Бєляєва).

Автор: 
Павлова Ірина Володимирівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2007
Артикул:
0407U005208
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ГЛАВА 2
Антропоморфные образы в тексте фантастического художественного произведения,
особенности объективации фрейма
2.1. Классификация научно-фантастических литературных текстов
Художественный текст является наивысшей формой репрезентации текста, лингвисты
отмечают его особую эстетическую природу, идейно-художественную интенционность,
ориентацию на морально-эстическое воспитание и эмотивно-психологическое
воздействие [219, с. 27–28].
Научно-фантастические литературные тексты представляют собой «социокультурный
феномен 20 века» [331, с. 6], обладающий свойством с максимальной силой
воздействовать на воображение читателя. Научно-фантастический «жанр» (слово
«жанр» употребляется не как родовое понятие, а как условный термин, сближающий
произведения по содержанию и способу изложения [43, с. 3; 42, с. 8]) по многим
параметрам выходит за пределы искусства и определяется как художественная
литература особого рода [43, с. 4], являясь сложным и противоречивым сплавом
научной гипотезы и художественного вымысла [43, с. 4; 44, с. 12; 67, с. 33].
Используя метод экстраполяции (мысленное продолжение какой-либо тенденции в
соответствии с ее внутренними закономерностями [44, с. 12]), обращаемся к
эстетической стороне знания. Специфику современной научной фантастики помогают
объяснить два следующих фактора: 1) тип повествования в фантастике и 2) система
фантастической образности. Именно на основании системы образов, их роли и
отношения к форме и содержанию произведения В.Чумаков выделяет
формальную-стилевую фантастику (ФСФ) и собственно-содержательную фантастику
(ССФ) (самоценную фантастику – термин Т.Чернышевой [255, с. 46]).
ФСФ – литературные произведения, в которых фантастика используется в качестве
художественного приема [331, с. 52; 255, с. 46].
ССФ – произведения, в которых фантастика выступает не как тема, а как основа
содержания того или иного произведения.
В собственно-содержательной фантастике можно условно выделить две
разновидности: 1) научно-техническая фантастика, где «исследуются» и отражаются
социальные характеристики человеческой жизни и искусственной среды, второй
«природы», в их взаимообусловленности;
2) «научная биологическая фантастика», для которой характерна постановка
проблем, связанных с изменением родовой, биологической конституции человека, и
вызванные этим нарушения социальных закономерностей «привычных» общественных
отношений (таковы, например, «Человек-невидимка» Г.Уэллса, «Человек-амфибия»,
«Голова профессора Доуэля» А.Беляева и др.) [259, с. 369].
2.2. Фрейм 'человек' как основной инструмент исследования образов категории
антропоморфизма.
Изучение наиболее ярких, на наш взгляд, образцов научной биологической
фантастики ("Голова профессора Доуэля", "Человек-амфибия", "Человек, потерявший
свое лицо"), принадлежащих перу русского классика научно-фантастического жанра
А.Р. Беляева, требует обращения к фрейму 'человек' как основному инструменту
исследования образа фантастического существа.
Правомерность обращения к данной фреймовой структуре обусловлена и тем, что
антропоцентризм является основным двигателем развития человечества, его языка и
культуры, поэтому появляются древние мифологические существа и современные
фантастические образы с явными элементами антропоморфизма.
Языковые реконструкции и другие данные свидетельствуют о том, что
антропоморфизм был господствующим принципом познания и объяснения непонятных
явлений природы и закономерностей устройства мира на ранних этапах развития
общества (идет гроза, небо хмурится и т.п.). Антропоморфизм был свойствен
большинству религиозных систем и выражался в перенесении физических свойств и
психических качеств человека на предметы поклонения: неодушевленные объекты
(камень, скала, солнце), живые существа (крокодил, лев), а также вымышленные
сущности земного или среднего (лешие, домовые), верхних (боги, ангелы) и нижних
(черти) миров. У обитателей верхних и нижних миров, наряду с общими признаками
сходства с человеком, как правило, присутствуют признаки, отличающие их от
людей. К таковым обычно относятся гигантский или карликовый рост, огромная
сила, наличие хвоста, чрезмерная волосатость и др. [321]
Фрейм 'человек' разрабатывается нами на основе данных словарей [308, с. 52–54;
309, с. 598–600; 322, с. 473–474;] и исследований ученых [8; 134; 147; 241],
занимающихся проблемой человека в гуманитарных науках. Выше мы акцентировали
внимание на том, что «формально фрейм представляют в виде двух­уровневой
структуры узлов и отно­шений: 1) вершинные узлы, которые содержат все данные,
всегда справедливые для данной ситуации и 2) слоты, которые заполняются
сведениями из конкретной практической ситуации» [345, с. 155].
Двух­уровневая структура узлов и отно­шений, в данном случае, будет выглядеть
следующим образом:
1) вершинные узлы:
1. Живой организм. 2. Человек физический; биологические и
анатомо-физиологические особенности строения. 3. Человек внутренний. 4. Человек
социальный. 5. Место обитания.
2) терминальные узлы, или слоты.
Для второго вершинного узла:
Тело построено по принципу двусторонней симметрии и характеризуется чертами
метамерии, свойственной всем позвоночным; условно тело разделено на голову,
туловище, конечности. Особое строение головы – верхней части тела, которая
состоит из лица и черепной коробки. Особое строение и пигментация кожи. Основа
внутреннего скелета – позвоночный столб. Особое стороение двух пар конечностей;
прямостояние и прямохождение, свободные верхние конечности. Замкнутая
сердечно-сосудистая система. Четырехкамерное сердце. Постоянная температура
тела. Легочный тип дыхания. Развитая