Вы здесь

Еволюція візантійської традиції в іконографії літургійного шитва пізнього середньовіччя

Автор: 
Гріднєва Юлія Геннадіївна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2008
Артикул:
0408U002836
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ЛИТУРГИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИКОНОГРАФИИ БОГОСЛУЖЕБНЫХ ТКАНЕЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
В разделе рассматривается взаимосвязь между церковным обрядом и иконографией литургических тканей, особенности их символического содержания в сравнении с другими видами религиозного искусства православных христиан.
2.1. Библейские истоки церковного шитья
Украшение тканей орнаментом имеет довольно древнее происхождение и известно ещё с добиблейских времен. Впоследствии в орнаментике церковных тканей находит отражение христианская символика, и союз этот был совершенно естественным. Но каким образом возникла изобразительная часть литургического шитья, составляющая прекраснейшую и наиболее самобытную сторону этого вида церковного искусства, как и когда священные изображения попали на ткань, остается недостаточно изученным вопросом. Чтобы ответить на него, для начала нужно обратиться к сохранившимся образцам, самые ранние из которых относятся к VI-VIII веку [457, кат. 332 - 334; 235, с. 249]. Тем не менее они столь малочисленны и фрагментарны, что не представляется возможным сделать какие-либо выводы об истории их появления на тканях. Это происходит потому, что шитьё в отличие от мозаики, фрески, иконы, которых сохранилось гораздо больше, имеет более слабую и более подверженную ветшанию и тлению структуру. Но, несмотря на незначительное количество дошедших до нашего времени памятников, рамки нашего исследования не будут ограничены VIII веком: имеются еще и письменные источники.
Следует обратиться к библейской истории, чтобы выяснить, где же впервые появляются культовые изображения на ткани. В книге Исхода в повелении Бога Моисею, полученном на горе Синай читаем: "Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою" (Исх. 26:1). Здесь речь идет об общем устройстве самого шатра, отделявшего молящихся, т.е. о первом отделении скинии, называемом Святое или Святилище [30, с. 601]. Далее видим, что херувимы должны были выделять и особое пространство во внутренней части, т.е. они были на завесе, перед Святая Святых. "И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы", " и повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Святаго-святых" (Исх. 26:31, 33). Важно подчеркнуть символический акцент в таком устройстве храма: везде херувимы изображаются на предметах, отделяющих священное пространство, постепенно открывая все более и более ценное - Святилище, затем Святая-святых и Ковчег Завета. На крышке ковчега херувимы уже вычеканены из золота. Они раскрывают само содержание Ковчега не только как символа, но и как места непосредственно высшего общения, обещанного Богом: "...там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать через тебя сынам Израилевым" (Исх. 25:18 - 22).
Впоследствии Соломон, также по повелению Бога, делает резных, золоченых херувимов, не только на крышке ковчега откровения, но и "на всех стенах храма" (3 Цар. 6:23-29), что указывает на исключительное значение херувимов как религиозных, культовых изображений. Ведь во дворце Соломона, как известно, их не было (2 Пар. 9:15-20; 3 Цар. 7:1-11).
Следуя устройству ветхозаветной скинии и Иерусалимского храма, в христианских храмах также сохраняется завеса, разделяющая Святая-святых, т.е. алтарь, и основное пространство. В церковную терминологию эта завеса вошла как катапетасма (???????????). Одно из наиболее ранних упоминаний о ней находим у Павла Силенциария (IV в.) [111, с. 16]. Первые известные изображения на катапетасмах не связываются с херувимами, но многогранная символика этой ткани сохранила в различных вариантах функцию отделения священного пространства и непосредственно самой святыни [386, с. 373-375]. На более поздних катапетасмах встречаются изображения херувимов.
Кроме Ветхого завета, в новозаветной эпохе есть два прототипа, способствующие переходу священных изображений на тканую основу. Это Убрус и Плащаница, оставленные самим Иисусом Христом во время Его земной жизни [79, с. 297; 392, с. 310]. Эти изображения на ткани становятся не только темой бесчисленных вариаций в иконографии плащаниц и воздухов, но и прообразом для иконы и фрески [92; 93; 411], изменяющим ветхозаветный запрет на создание такого рода изображений (Исх. 20:4). Одной из причин нарушения запрета стало и то, что при гонениях на христиан в первые триста лет ткани было удобнее прятать, переходя с ними с места на место, отголосок чего существует и по сей день - антиминсы, плащаницы, покровцы и воздухи кроятся с учетом возможности их складывать определенным образом.
Важно отметить, что Н.П. Кондаков [145; c.258] и В.А. Троицкий [386; с. 373-375] связывают происхождение воздухов с плащаницей и катапетасмой, от которой к ним и переходит символика. В.А. Троицкий отмечает, что "по толкованию патриарха Германа2 они (катапетасма и воздух) символизируют одно и то же [386, с. 374-375]. Здесь важно то, что все эти ткани продолжают исполнять ту же символическую роль: они отделяют священное пространство или предмет и одновременно соединяют с ним остальной мир, являясь "вратами".
Итак, согласно ветхозаветной истории, корни появления священных изображений на тканях - повеление Божие. Новозаветная же история свидетельствует даже о том, что первая икона была воплощена не во фреске, не на доске и т.д., но на ткани. В рамках библейской культуры, которой свойственно особое восприятие традиции, это было, можно сказать, предписанием.
Появление вышитых плащаниц и убрусов становится естественным продолжением традиции, прецедентом которой были образы на тканях, оставленные Иисусом Христом. Со временем основные темы развиваются и одни и те же сюжеты получают различные композиционные, иконографические и смысловые инт