РАЗДЕЛ 2
ГЕОМЕТРИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
2.1. Характеристика психофизического пространства
Кто не помнит картинок из школьных учебников географии, которые воспроизводили представления древних людей об устройстве Мироздания, чтобы доказать нам, несмышленым ученикам, в каком мраке и невежестве жили наши далекие предки? Мудрые учителя снисходительно поясняли нам, что небо они представляли хрустальной сферой, а Землю - плоским диском, то ли плавающим в безбрежном Океане, то ли покоящимся на трех слонах, то ли опирающимся на три здоровенные рыбины и тому подобное.
Например, древние египтяне видели, как богиня неба Нут стоит ногами на Востоке и упирается руками на Западе, ее тело, усеянное звездами, поддерживает бог воздуха Шу, а под ним простирается бог земли Геб [135, 136]. Покажем на рис.2.1 картину, на котором дана прорисовка фрески, изображенной на стене гробницы фараона IV династии Хуфу, правившего в эпоху Древнего царства в середине III тысячелетия до Рождества Христова.
Конечно, трудно удержаться от улыбки, глядя на эти наивные, как будто рожденные фантазией ребенка представления о Мироздании, но, если отбросить слонов, черепах и прочие чудеса, надо признать, что наши предки удивительно точно предвосхитили геометрическую модель психофизического пространства. Разумеется, когда древние мудрецы с детским простодушием водружали над плоской Землей сферическую небесную твердь, они ничего не знали о психофизическом пространстве и даже не подозревали о существовании такого понятия, но теперь мы знаем, что психофизическое пространство - это трехмерная картина внешнего мира, воспроизводимая сознанием человека и существующая исключительно в его сознании [137]. Действительно, разве современный человек не видит Землю в виде вогнутой чаши и себя в центре этой чаши, а небо не воспринимает совершенно явственно как внутреннюю поверхность сферы, радиус которой совпадает с радиусом земной чаши? И разве не удивительно, что мы, несмотря на то, что прекрасно знаем и о шарообразности Земли, и о бесконечности Вселенной, воспринимаем окружающий мир в тех же формах, что и наши далекие предки, отдаленные от нас во времени на пять тысячелетий?
Однако вернемся к рис.2.1, на котором изображена картина, отражающая фантастические идеи древних египтян. Как известно, древние египтяне не умели, да и не могли передавать объемность формы на плоскости, потому что для них более важным было отразить точные знания об изображаемых предметах, исключающие какие-либо оптические иллюзии [123]. Поэтому на рис.2.1 сферический купол, накрывающий земную поверхность, изображается в виде полукруга, который образует тело богини Нут. Эта картина представляет собой не что иное, как сечение трехмерного образа мирового пространства плоскостью, проходящей через ось небесной сферы. Таким образом, рис.2.1 дает представление о так называемых "чертежных" методах, широко распространенных в изобразительном искусстве Древнего Египта и просуществовавших вплоть до Раннего Возрождения.
Перенесемся на пять тысячелетий из эпохи Древнего Египта в эпоху Северного Возрождения. В конце XV и первой половине - середине XVI столетий живописцы Нидерландов и Германии сделали важное открытие. К ним пришло осознание криволинейности земного пространства, наблюдаемой на среднем плане картины, где иллюзия расходящегося от зрителя пространства преобразуется в иллюзию пространства, сходящегося в единой точке линии горизонта [121]. Мастера Северного Возрождения не только совершили великое открытие, но и объяснили эффект криволинейности пространства тем, что наблюдаемое пространство имеет сфероидальную форму. Это представление отразилось в картине Иеронима Босха "Сотворение мира" (1500 - 1505, Мадрид, Прадо), изображающей город и его жителей внутри прозрачной сферической оболочки, которая напоминает яйцо, заключающее в себе зародыш диковинного существа. Покажем картину "Сотворение мира" на рис.2.2, поясняющем представление современников Питера Брейгеля о мировом пространстве.
Таким образом, психофизическое пространство приобретает сфероидальную форму в сознании людей, которые жили как в Древнем Египте, так и в эпоху Позднего Возрождения. Это говорит о том, что психофизическое пространство является объективной реальностью, восприятие которого не зависит от психических особенностей наблюдателя, и может представлять предмет научного исследования.
Рассмотрим геометрические свойства психофизического пространства, которые вытекают из его сфероидальной формы. Чтобы подчеркнуть особенности геометрии психофизического пространства, сравним его с пространством, которое воспроизводится на картинной плоскости с помощью линейной перспективы.
Представим перспективу как центральную проекцию точек трехмерного пространства в точки двумерной картинной плоскости. При этом картину пространства можно представить как сечение проецирующих прямых, связывающих центр проецирования с точками пространства, плоскостью, перпендикулярной прямой, проведенной из точки зрения под прямым углом к картинной плоскости. Чтобы конструкция из картинной плоскости, точки зрения и семейства проецирующих прямых могла быть моделью зрительного восприятия, необходимо сделать ряд существенных допущений:
человеческое зрение является монокулярным, то есть человек видит одним глазом. Действительно, геометрический аппарат линейной перспективы включает только одну картинную плоскость, которая условно заменяет сферическую поверхность сетчатки глаза, и всего один центр проецирования, рассматриваемый как приближенная модель хрусталика глаза;
точка зрения является неподвижной, то есть человек смотрит в одном направлении. В самом деле, в линейной перспективе построение двумерного образа точки пространства выполняется при одном и том же главном направлении проецирования, которое располагается перпендикулярно картинной плоскости;
сечение проецирующих прямых, связывающих точку зрения с точками пространства, картинной плоскостью является адекватным отражением психофизического об
- Киев+380960830922