Вы здесь

Теоретичні і методичні основи формування дидактичної компетентності майбутніх інженерів-педагогів.

Автор: 
Тархан Ленуза Запаївна
Тип работы: 
Дис. докт. наук
Год: 
2008
Артикул:
0508U000708
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА-ПЕДАГОГА
В разделе изложены концептуальные подходы к формированию компетентного
специалиста на основе социально-экономических и профессиональных требований,
через парадигмальное обновление его обучения в контексте Болонских положений,
отражена и обосновывается специфика компетентностно-деятельностного подхода к
обучению будущего инженера-педагога, развитию его как творческой личности,
обращение к активным способам (методам) обучения, способствующим проявлению
самостоятельности, формированию направленности на осуществление продуктивной
деятельности.
2.1. Социально-экономические и профессиональные требования
к инженеру-педагогу
Ускорение общественных изменений в заключительной трети XX столетия, сокращение
времени на существование массовых профессий наряду с повышением требований
рынка труда к образовательному уровню новых работников обусловили постоянные
изменения образовательных систем практически всех стран мира [184, с. 106].
Но при этом, как замечает В.С. Брюховецкий, «…образование, по большому счету,
должно быть консервативным. Всяческие революции в образовании не являются
эффективными. Имеются в виду резкие изменения, поэтому усовершенствования
необходимы постоянно. А вообще, ничего особенно нового в мире за последние
столетия никто не открыл, технологии изменяются, а суть остается» [51, с. 20].
Одним из требований к современному специалисту, обусловленных
научно-техническим и социальным прогрессом, является сочетание высокого
профессионализма в избранной области и профессиональная мобильность. И сегодня
остаются актуальными основные требования к инженерам, которые были
сформулированы на третьем Всемирном конгрессе инженерного образования
(Великобритания, г. Портсмут, 25-27 сентября 1992 г.):
* сформированность личной и профессиональной ответственности, основанной на
экологическом мышлении, следовании общечеловеческим ценностям и морали;
* профессиональная компетентность;
* готовность к анализу и оценке проблем, задач, ситуаций, к принятию решений;
* коммуникативная готовность – знание, как минимум, одного иностранного языка,
владение литературной устной и письменной речью, умение составить любые
документы, что обязательно входит в поле профессиональной деятельности,
компьютерная грамотность, владение современными основными средствами связи;
* готовность и стремление к осознанному постоянному личностному и
профессиональному совершенствованию, повышению квалификации [413, с. 76].
Долгие годы бытовала установка, что молодым людям достаточно дать знания,
благодаря которым они станут успешными и в бизнесе, и на госслужбе. В
результате такого подхода создалась ситуация избытка огромного количества
специалистов с высшим фундаментальным образованием, а реальная экономика стала
испытывать нехватку квалифицированных практико-ориентированных кадров. Мировым
банком в 2004 году было проведено сравнительное исследование выпускников высших
учебных заведений постсоветских (Россия, Беларусь, Украина) и развитых стран
Запада (США, Франция, Канада, Израиль). Анализ показал, что студенты
постсоветских стран показывают очень высокие результаты (9-10 баллов) по
критериям «знание» и «понимание», но при этом очень низкие баллы – по критериям
«применение знаний на практике», «анализ», «синтез», «оценивание» (1-2 балла).
Студенты из развитых западных стран демонстрировали диаметрально
противоположные результаты, т. е. они показали высокую степень развития навыков
анализа, синтеза, высокий уровень умений принимать решения при относительно не
высоком уровне показателя «знание» [187].
Как ответ на эти процессы, наше государство гибко отреагировало Законом Украины
«О высшем образовании». В качестве приоритетной цели высшего образования было
определено развитие совокупности качеств личности с высшим образованием,
отображающих ее профессиональную компетентность, ценностную ориентацию,
социальную направленность и способность удовлетворять как личные духовные и
материальные потребности, так и потребности общества [131, с. 76].
Интенсивно формирующийся рынок труда выдвигает новые требования к содержанию и
процессу подготовки рабочих – профессионально и социально мобильных, которые
имеют глубокие профессиональные знания из интегрированных профессий. Рабочих,
которые владеют экономическими и правовыми знаниями; основами научной
организации труда и культуры производства; способных к техническому и
социальному творчеству; самосовершенствованию; готовых к работе при разных
формах организации производства и труда в условиях конкуренции.
В этих условиях можно судить о важности роли профессионально-технического
образования на современном этапе социально-экономических преобразований в
Украине, которое оно играет в кадровом обеспечении отраслей экономики с учетом
реальных потребностей рынка труда и требований к качеству производственного
персонала [267, 455].
В связи с этим в последние годы в профессионально-техническом образовании
состоялись определенные позитивные изменения, которые можно считать началом его
реформирования: завершено формирование законодательного поля профессионального
образования, введена прогрессивная многоуровневая система подготовки кадров
рабочих, появились новые типы учебных заведений – высшие профессиональные
училища, технические лицеи, колледжи [227, 266].
Анализ отечественного опыта, изучение опыта других стран, обсуждение стратегии
и направлений реформирования профессионально-технического образования – системы
подготовки квалифицированных рабочих – при участии специалистов стран-партнеров