Вы здесь

А.Ф.Ф. фон Коцебу в России (к проблеме русско-немецких театральных связей)

Автор: 
Мельникова Светлана Ивановна
Тип работы: 
докторская
Год: 
2004
Количество страниц: 
367
Артикул:
133921
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Введение
ОГЛАВЛЕНИЕ.
1-52 с.
Глава первая «А.Ф.Ф. фон Коцебу - личность. Биография, судьба»______________________________________________________53-146 с.
Глава вторая «Феномен драматургии Коцебу»_147-205 с.
Глава третья «Первые переводы и постановки Коцебу в России.
Оценка его драматургии русской критикой 206-237 с.
Глава четвертая «Коцебу и проблемы развития русского актерского искусства и драматургии»________________________________238-286 с.
Заключение 287-296 с.
Библиография
297-366 с.
2
ВВЕДЕНИЕ
Творчество немецкого драматурга Августа фон Коцебу вызывает особый интерес, будучи одним из существенных явлений в истории европейского театра. На протяжении более чем сорока лет (1790-1830) его пьесы не сходили со сцены, наряду с прозой, поэзией и мемуарами издавались огромными тиражами на немецком и русском, французском и английском, венгерском, итальянском, шведском, датском и других языках.
«Кто двадцать лет владел общим вниманием публики германской, французской, английской, русской, тот, Скриб он или Коцебу, не
может не иметь каких-нибудь достоинств, и, но крайней мере, он
1
угадал тайну увлекать свои век» , — справедливо утверждал
Н.А.Полевой. Между тем, до сих пор этот феномен практически не изучен. Более того, несмотря на огромный сценический успех, имя Коцебу стало синонимом посредственности. Хлесткий русский термин «коцебятина»2, введенный в оборот князем Д.П.Горчаковым и благополучно доживший до сегодняшнего дня, словно перечеркивает все произведения этого автора. Не последнюю роль сыграла в этом противоречивая политическая деятельность Коцебу, вызывавшая у современников неприятие, а у сторонников искусства вне политики - брезгливость. Своеобразие Коцебу, его экстраординарное положение в широком ряду драматургов «второго плана» приковывает к себе внимание как явление общекультурное, эстетическое, историческое и собственно театральное. Пожалуй,
1 Полевой Н. Мои воспоминания о русском театре и русской драмату ргии // Репертуар русского театра. 1840. Т.1. Кн. 2. С. 4—5.
: Горчаков Д Некоторые мысли о театре // Улей. 1811. Ч. 2. Л'5 7. С. 50.
34
«актер» (Зауэрвайд оспорил устаревшее понятие «Komödiant», предложив новое, дожившее вплоть до сегодняшнего дня, а именно
9 ^
«Schauspieler» ).
Наиболее ценные страницы журнала посвящены истории немецкого театра в России, летоисчисление которого издатель справедливо ведет со времен царя Алексея Михайловича. Немецкий актер Зауэрвайд, выходец из Риги, первым поставил вопрос о единстве культурного пространства, связывавшего немецкую театральную культуру Митавы, Москвы, Ревеля, Риги и Санкт-Петербурга. Кроме того, Зауэрвайд составил список актеров и актрис русской, французской, немецкой и итальянской трупп с указанием амплуа, а также музыкантов двух оркестров, театральных директоров, машинистов, чиновников театральной конторы и перечень Санкт-Петербургских театров, которых, согласно информации Зауэрвайда, насчитывалось в 1784 году девять3. Таким образом, на страницах первого театрального журнала в России, изданного на немецком языке, выявлялся подлинный масштаб театрального дела в столице Российской империи.
Содержательны и другие немецкоязычные издания, являвшиеся важной частью петербургской журналистики конца XVIII — начала XIX века4. Анализ немецких петербургских журналов был проведен
1 Сиротннин А. Первый театральный журнал в России // Артист. 1890. Апрель. Кн.7. С. 44-47. Эта статья была перепечатана «Петербургским театральным журналом» в 1993 году (№ 2. С. 67-68).
2 Russische Tlicatralicn. 1784. S.23-24.
3 Russische Thcairalicn. 1784. S. 64-73.
4 Journal ftir Literatur. Kunst. Luxus und Mode. Weimar. 1802-1804; Journal für Thcaterund andere schone Künste. Hamburg. 1797-1800; Konstantinopcl und St.Ptcrsburg, der Orient und der Norden. St.Petersburg und Pcnig. 1805-1806; Nordisches Archiv. Leipzig und Riga. 1803-1809; Russischer Merkur. Riga. 1805; Ruthcnia. St.Petersburg und Mitau. 1807-1811; St.Petersburgischc deutsche Zeitschrift zur Unterhaltung gebildeter Stande. St.Petersburg. 1804; St.Petersburgischc Monalsclirin zur Unterhaltung und Belehrung. St.Petersburg. 1805-1806. St.Pctcrsburgische Zeitschrift. 1822-1826; St.Petersburgischc Zeitung. St.Petersburg. 1727-1830; Der Frcimullügc, oder Berlinische Zeitung für gebildeter, unbefangene Leser. Berlin. 1803; Zeitung für elegante Welt. Leipzig. 1801, 1804 -1816 и Другие.
35
литературоведом Р.Ю.Данилевским, занимавшимся немецко-русскими литературными кон « актами1. Оценку прибалтийской немецкой периодической печати, публиковавшей рецензии на спектакли петербургского Немецкого театра, дал и тартусский ученый С.И.Исаков в работе «Материалы по русской литературе и культуре

на страницах немецкой прибалтийской печати начала XIX века» .
Материалы этих изданий редко использовались при анализе театрального процесса, хотя в них публиковались мнения немецких журналистов и о немецких, и о русских пьесах и их постановках. Позиции немецких рецензентов часто не совпадали с мнением русских театральных журналистов. Сопоставление их суждений дает пищу для размышлений и неожиданных выводов относительно оценки театральных явлений исследуемого периода.
Существенными источниками по истории Немецкого театра в Санкт-Петербурге, а также деятельности Коцебу в России являются альманахи, посвященные текущей жизни театра. Самый первый из них - уникальный документ эпохи: это хранящийся в отделе «Росси-ка» Российской национальной библиотеки «Перечень всех представлений, данных Немецким театром в период с 20 февраля по 11 декабря 1799 года» с указанием пьесы и ее автора, а также списка членов труппы и других данных3. Этот документ заполнил «белое пягно» в истории Немецкого театра в Петербурге, поскольку сведения о самом начальном периоде жизни императорской труппы практически не были известны.
1 Данилевский Р. Немецкие журналы Петербурга 1770-1810-х гг. (характеристика литературных позиций // Русские источники для истории зарубежных литератур. Л., 1980. С. 62-106.
2 Исаков С. Материалы по русской литературе и культуре на страницах немецкой прибалтийской печати начала XIX века // Ученые записки Тартусского государственного университета. Тарту, 1966. Вып. 184. С. 142-202.
' Verzeichnis der hier in St. Petersburg auf dein mit allerhöchster Erlaubnis croffneten deutschen Theater vom 20. Februar 1799 bis inclusive den 11.Dezember gegebenen Vorstellungen. SPb. 1800.