Ви є тут

Роль московской балетной школы в творческой жизни Большого театра : 1945-1970

Автор: 
Леонова Марина Константиновна
Тип роботи: 
1945-1970
Рік: 
1945
Кількість сторінок: 
170
Артикул:
173029
179 грн
Додати в кошик

Вміст

V
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................3
ГЛАВА I
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ 20
9
ГЛАВА II
ШКОЛА И ТЕАТР.......................................111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................159
БИБЛИОГРАФИЯ........................................165
-3-
ВВЕДЕНИЕ
Роль профессиональной балетной школы в жизни музыкального театра трудно переоценить: из сезона в сезон балетные труппы пополняются выпускниками хореографических училищ. Школа, таким образом, обеспечивает приток в театры свежих творческих сил.
Однако не менее важен и обратный процесс: театр как творческий организм самым непосредственным образом влияет на жизнь школы, формируя профессиональные критерии, касающиеся будущей сценической деятельности учащихся балетных школ.
Тесные исторические связи школы и театра существовали издавна. Они имеют глубокие исторические корни, которые способствовали сохранению долгих и плодотворных отношений.
В советское время эта традиция получила продолжение: художественные руководители Московского хореографического училища и его педагоги занимали в Большом театре, как и в дореволюционное время, ведущее положение и руководящие должности. Школа не случайно имела в своем титульном названии приписку - «при Большом театре Союза ССР».
Несмотря на юридическую независимость, театр и школа и сегодня продолжают органично сосуществовать. Опорой этому служат устоявшиеся традиции отечественного балетного театра, который, собственно, и дал жизнь русской балетной школе.
Объектом данного диссертационного исследования является исторический период в жизни Московского хореографического училища при Большом театре СССР - с 1945 по 1970 год. Это время представляет особый интерес: в нем отражены усилия творческого коллектива, когда школа, вернувшись из эвакуации, возрождалась к новой жизни. В диссертации воссоздается историческая панорама творческих поисков
-16-
ли в музыкальных театрах страны на протяжении последних 40 лет. На совещании было уделено внимание и состоянию балетного образования. Более подробно об этом говорилось на состоявшемся в апреле 1961 года Смотре хореографических училищ Российской Федерации.
Большой интерес вызвал проект программы по производственной практике, разработанный представителем ленинградского училища Н.П. Ивановским, который в своей работе ориентировался на репертуар Кировского театра. Его программа состояла из списка учебных спектаклей и концертных номеров, распределенных по годам обучения. Представители московской школы предложили свой вариант программы, учитывающий репертуар Большого театра. В ходе обсуждения было принято решение разработать единую для всех училищ программу, в которую включались спектакли русского и западноевропейского классического наследия. При этом программы должны были учитывать специфику взаимоотношений школы со своими театрами, их репертуарную политику.
Московские мастера балетной педагогики - Ю.Г.Кондратов, Р.В.Захаров, Н.И.Тарасов - советовали заниматься подбором учебного репертуара с учетом индивидуальностей и технических возможностей выпускников училищ.
Сценическая практика, как учебный предмет, имела свою историю. Ее формирование в московской школе начиналось в 1940-е годы, когда было разработано первое положение о практике. В 1952 году в старших классах ввели композиции народно-характерного танца - «как в сценическом, так и в народном жанрах». Усилия педагогов были направлены на то, чтобы сценическая практика влилась в единый учебный поток. Об этом свидетельствует принятое в ноябре 1959 года новое Положение о сценической практике, сохранившее все прежние директивы
- 17-
и нормы. Но теперь театрам предписывалось также включать в свой репертуар один выпускной спектакль балетной школы.
Роль сценической практики особенно возросла с возвращением в 1964 году на должность художественного руководителя училища Л.М.Лавровского. С его приходом на школьной сцене были поставлены классические спектакли: «Шопениана» (хореография М.М.Фокина), «Пахита» (хореография М.Петипа), а также оригинальные, созданные специально для школы, постановки А.М.Мессерера («Класс-концерт»), Л.М.Лавровского («Вальс цветов»; «Вальс» на музыку 5-й симфонии П.И.Чайковского, «Классическая симфония» С.С.Прокофьева, «Болеро» М.Равеля, «Память сердца» А.М.Баланчивадзе).
В 1970-1980-е годы С.Н.Головкина предложила разработать самостоятельную профамму для внутришкольной сценической практики. Ее новизна заключалась в том, что производственная практика должна была включать в себя все хореографические дисциплины: классический, народно-сценический, дуэтно-классический, историко-бытовой танцы и мастерство актера. Программа предусматривала также постановку концертных номеров для младших классов на основе движений, входящих в программы классического и историко-бытового танцев.
В старших классах задачи усложнялись, по программе в практику включались номера народно-сценического танца.
С годами сценическая практика стала занимать в творческой жизни школы центральное место, объединив в учебном процессе все танцевальные жанры и основные профилирующие предметы.
С целью укрепления связей школы с Большим театром,
С.Н.Головкина добилась проведения в июне 1962 года совместного обсуждения накопившихся проблем. Речь шла о подготовке профессиональных кадров для хореографических училищ.