Вы здесь

Камерные ансамбли П.И. Чайковского

Автор: 
Моисеев Григорий Анатольевич
Тип работы: 
кандидатская
Год: 
2006
Количество страниц: 
291
Артикул:
133884
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................................... 3
ГЛАВА I ИЗ ИСТОРИИ КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ
МУЗЫКИ В XIX ВЕКЕ................................... 11
Типология жанров.......................................... 13
Камерно-инструментальная музыка в России XIX века 24
П.И. Чайковский о камерной музыке......................... 45
ГЛАВА II СТРУННЫЕ КВАРТЕТЫ.......................................... 56
Освоение жанра: Квартет B-dur. Первый квартет.......
Квартет В-dur ( 1865).................................. 56
Первый квартет D-dur op. 11 (1871)..................... 70
Второй и Третий квартеты: структура цикла, тсматизм, развитие
Второй квартет F-dur op. 22 ( 1874).................... 80
Третий квартет es-mol! op. 30 (1876).................. 100
Некоторые выводы (по материалам I и II главы)............ 115
ГЛАВА 111 ФОРТЕПИАННОЕ ТРИО «ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО
ХУДОЖНИКА». Опыт анализа художественной концепции........ 119
Чайковский и жанр фортепианного трио..................... 119
История создания. Исполнения и издание 1882 года 126
Трио как траурная музыка памяти Н.Г. Рубинштейна 133
Анализ Трио.............................................. 163
О симфоническом методе в Трио............................ 194
ГЛАВА IV СТРУННЫЙ СЕКСТЕТ «ВОСПОМИНАНИЕ
о ФЛОРЕНЦИИ» в контексте позднего периода 2qq
творчества .........................................
Замысел и его воплощение................................. 200
Секстет в зеркале критических оценок..................... 207
Название «Souvenir de Florence» и его роль в восприятии музыки Секстета.......................................... 213
Секстет и «Пиковая дама»................................. 228
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................... 242
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.................................................. 247
ПРИЛОЖЕНИЯ 1. Репертуар камерных концертов Московского и
Петербургского отделений РМО ( 1859-1878)................ 264
2. Партитуры камерно-инструментальных сочинений
западноевропейских классиков из нотной библиотеки Чайковского в ГДМЧ (Клин)............................
3. Прижизненные исполнения камерных ансамблей
Чайковского .........................................
ВВЕДЕНИЕ
Творчество П.И. Чайковского отличает универсализм: им созданы
непревзойденные шедевры во всех областях музыкального искусства. Данная работа посвящена камерно-инструментальным ансамблям, представленным в наследии композитора сравнительно небольшим числом произведений (их всего шесть: четыре струнных квартета, Фортепианное трио и Струйный секстет). При этом все они признаны классическими образцами камерной музыки второй половины XIX века, стимулировавшими дальнейшее развитие и расцвет этой ветви инструментального искусства в России в конце XIX — начале XX века. С момента своего появления и вплоть до наших дней камерные ансамбли Чайковского находятся в центре внимания выдающихся исполнителей всего мира.
Актуальность диссертации определяется тем, что, несмотря на обилие посвященных П.И. Чайковскому публикаций (в том числе обобщающих коллективных трудов последнего времени1), специальной работы о его камерно-инструментальных сочинениях ни в отечественном, пи в зарубежном музыковедении до сих пор нет. Между тем камерные ансамбли Чайковского заслуживают самого пристального изучения, выступая, с одной стороны, необходимой и весьма существенной частью его творчества на пути к вершинам мастерства, с другой — как отражение важнейшего этапа в истории развития русской камерно-инструментальной культуры. Погружение в эти сочинения под таким углом зрения позволяет по-новому взглянуть на се музыкально-историческую проблематику. Ключевым моментом в исследовании творчества Чайковского на современном этапе стало стремление изучать первоисточники. Документы и материалы, открытые в последнее время и представленные в данной работе, позволили найти новые грани в творческом облике ансамблей и их автора.
Степень научной разработанности. Первоначальный интерес к камерным ансамблям Чайковского связан с именами современных ему русских и зарубежных критиков, в том числе Г.Л. Лароша, Н.Д. Кашкина, Ц.А. Кюи, Э. Ганслика, Г. Римаиа. В начале XX века появилась статья обзорного характера, принадлежавшая
1 П.И. Чайковский. Забытое и новое: Альманах. Вып. 1 / Сост. И.Е. Вайдман, Г.И. Белонович. М., 1995; П.И. Чайковский. Наследие: В 2 вып. СПб., 2000; П.И. Чайковский. Забытое и новое: Альманах. Вып. 2 / Сост. П.Е. Вайдман, Г.И. Белонович. М., 2003; Чайковский: Новые документы и материалы: Сб. ст. / Отв. ред. Т.З. Сквирская. СПб.: Композитор, 2003. (Петербургский музыкальный архив. Вып. 4).
скрипичную и виолончельную партии в нем исполняли братья Шталькнехты, фортепианную — К.Л. Лешгорн33.
Период с 1846 по 1852 год отмечен серией концертов знаменитого бельгийского скрипача Анри Вьетана, работавшего в это время в Петербурге. Вьетан привлек в свой ансамбль петербургских музыкантов. Во второй половине 50-х годов сформировался коллектив, участники которого впоследствии составили основу образовавшегося в 1859 году постоянного квартета Петербургского отделения Русского музыкального общества (см.: Финдейзеи 1909: 8)31.
Именно с этого важнейшего в истории русской музыкальной культуры поворота к организации регулярной концертной жизни развитие камерного исполнительства окончательно вошло в профессиональное русло. Возникли постоянно действующие квартеты Петербургского (1859) и Московского (1863) отделений РМО. По инициативе Л.Г. Рубинштейна из бывших выпускников Петербургской консерватории был сформирован «Русский квартет»35 (1871), что отразило новую ситуацию с музыкальным образованием в России. Кроме того, в 1872 году было учреждено Санкт-Петербургское общество квартетной музыки (с 1878 года — Санкт-Петербургское общество камерной музыки), ансамблем которого руководил Евгений Альбрехт36.
По установившейся традиции квартеты РМО возглавляли выдающиеся концертирующие скрипачи. С 1868 по 1906 год квартетом Петербургского отделения руководил Леопольд Ауэр37. Он прославился в равной степени как солист и как
33 Трио возникло в Берлине в 1844 году. Пианистом первоначально был некий Штайфензандт (Steifensandt); Лешгорн играл в трио с 1847 года (см.: Sclnvindt-Gross 1996: 1642).
34 В первом из шести квартетных вечеров РМО (2 января 1860 года) принял участие квартет в составе: И. Пиккель, Э. Рааб, И. Всйкман, К. Шуберт. В том же году партия первой скрипки перешла к Г. Веиявскому, а второй — к И. Пиккелю. С осени 1864 года партию виолончели стал исполнять К.Ю. Давыдов, а в 1868 году квартет возглавил Л. Ауэр. Состав: Л. Ауэр, И. Пиккель, И. Вейкман, К. Давыдов сохранялся в целом до 1886 года (см.: Финдейзеи 1909: 76-91,115).
35 В своем первом составе ~ Д. Панов, А. Леонов, Л. Егоров и А. Кузнецов — «Русский квартет» просуществовал с 1871 по 1875 год. Впоследствии состав неоднократно менялся. Концертный сезон 1883/84 года был последним в истории этого коллектива (Дапидян 1994: 33-35).
36 Евгений Карлович Альбрехт (1842-1894) — скрипач, ученик Ф. Давида, музыкальный писатель. По происхождению немец. Младший брат Константина Альбрехта. Деятельность Е.К. Альбрехта была связана с Санкт-Петербургом. С 1872 по 1880 год преподавал игру на скрипке вел. князьям Павлу Александровичу и Дмтрию Константиновичу, вел. княжне Марии Александровне. Главный учредитель С.-Петербургского общества камерной музыки.
37 Леопольд (Лев Семенович) Ауэр (1845-1930) — скрипач-виртуоз, педагог и дирижер. С 1868 по 1917 годы деятельность Ауэра связана с Россией. Создатель русской скрипичной школы. Чайковский посвятил ему «Меланхолическую серенаду» ор. 26 для скрипки с оркестром (1875). Ауэр прославился также как непревзойденный исполнитель скрипичных soli в балетах Чайковского.
38
аисамблпст. То же можно сказать о инолончслисте квартета — Карле Давыдове . Присутствие двух крупных музыкантов в одном квартете, так же как и постоянство состава, способствовало необычайно высокому исполнительскому уровню коллектива. Мейес устойчивым был состав квартета Московского отделения. Наибольшее восхищение вызывала игра этого квартета в период с 1866 но 1874 год, когда его возглавлял Фердинанд Лауб39, коллега Чайковского по Московской консерватории, первый исполнитель двух его квартетов — op. 11 D-dur и ор. 22 F-dur.
Состав исполнителей в фортепианных ансамблях (трио, квартетах, квинтетах и т. д.), регулярно исполнявшихся в камерных концертах, был более мобильным. Пианисты, принимавшие в них участие, обычно включали в свой репертуар ансамблевые сочинения. В Москве самой заметной на этом поприще фигурой был Николай Рубинштейн, который с пс меньшим энтузиазмом, чем его брат в Петербурге, способствовал развитию и процветанию камерной музыки40. Постоянно действующие фортепианные трио — это более позднее явление, относящееся к концу века. Примером может служить возникшее в 90-е годы «Московское трио» (Д. Шор, Д. Крейн, Р. Эрлих).
Композиторская практика в области камерной музыки значительно отставала от исполнительской. Авторами ансамблей были, по большей части, инструменталисты, писавшие для собственного исполнения.
Квартеты Фердинанда Тица41, превосходные сочинения скрипача и композитора, снискавшего восхищение современников, справедливо считаются первыми образцами этого жанра в России, хотя традиции они не создали. М.И. Глинка42 неоднократно обращался к камерным жанрам, но это не имело для пего первостепенного значения:
38 Карл Юльевич Давыдов (1838-1889) — виолончелист и композитор, глава русской виолончельной школы второй половины XIX века. Чайковский посвятил ему «Итальянское каприччио» ор. 45.
39 Лауб, Фердинанд (1832-1875) — чешский скрипач, профессор Московской консерватории с 1866 по 1874 гад. Чайковский посвятил его памяти Третий струнный квартет ор. 30 (1876).
i0 В середине 70-х годов на квартире Рубинштейна каждую пятницу проходили «музыкальные вечера для изучения трио» (см. письмо Фптценгагеиа к К.К. Альбрехту. Окт. 1875 г. ГЦММК. Ф. 37, № 3468).
41 Тнц, Фердинанд (1742-1810/11) — скрипач и композитор. По происхождению немец. С 1771 гола придворный скрипач в Петербурге. Ф. Тнц написал свои первые квартеты фактически одновременно с венскими классиками: Opus I Тица (первые шесть квартетов) был издан за год до «русских квартетов» ор. 33 Гайдна (изд. 1782 года) тем же самым издательством «Аргариа» в Вене (см.: Finscher 1998: 1961). В поздних квартетах Тиц обратился к русскому фольклору, вводя народные песни в тематлзм цикла (квартет C-dur).
42 Интересно, что первое сильное впечатление от исполнявшейся в с. Новоспасском музыки Глинка получил, слушая камерное сочинение: «Однажды (помнится, что это было в 1814 или 1815 году, одним словом, когда я был по 10 или 1 I-му году) играли квартет Крузеля с кларнетом; эта музыка произвела на меня непостижимое, новое н восхитительное впечатление. Л оставался целый день потом в каком-то, лихорадочном состоянии...» (Глинка 1973:213).