Ви є тут

Гармонические основы формирующейся парадигмы духовной жизни общества

Автор: 
Макарцева Наталия Николаевна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2000
Артикул:
1000294440
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................... 3-21
ГЛАВА I. Гармония как философеко-социологическая
категория............................................ 22-51
1.1. Понятие о гармонии и дисгармонии......................... 21
1.2. Гармония как тип неантагонистических отношений......... 33
1.3. Гармония как вид развития................................ 43
ГЛАВА II. Идея гармонии в народной культуре................ 52-80
2.1. Архетипические основы народного мировосприятия........... 52
2.2. Реализация идеи гармонии в русской народной культуре.. 63 ГЛАВА III. Дисгармоничный этап развития цивилизации 81-178
3.1. Сущность социального взаимодействия...................... 81
3.2. Обострение социальных отношений в период глобализации............................................ 92
3.3. Становление ведущего типа социальных отношений
(на примере древнерусского государства)................ 108
3.4. Особенности функционирования духовной сферы российского общества................................... 123
3.5. Односторонний характер реформ в России.................. 153
ГЛАВА 1У. Формирующаяся парадигма общественного
сознания........................................... 179-254
4.1. Дисгармоничный характер господствующей системы взглядов............................................... 179
4.2. Основания ноосферной идеологии.......................... 216
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................... 255-271
ЛИТЕРАТУРА............................................... 272-297
- з -
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Итогом развития человеческой цивилизации к концу второго тысячелетия стал глобальный системный кризис. Усиление хаосогенных тенденций актуализирует проблему разработки принципиально новой парадигмы устойчивого, гармоничного развития общества, его духовной сферы.
Гармония в научной литературе рассматривается как особый тип отношений. Исходным для понимания предмета социологии являются понятия структуры, социальных отношений.
Социальная структура выражает равенство или неравенство в общественных отношениях и связях [236, 7]. Двум фундаменталь-
ным типам социальных отношений соответствует два типа структур.
Социальные отношения фиксируются в сознании в виде взглядов, идей, ценностей. Ведущая система взглядов и ценностей, господствующая картина мира выражаются в общественном сознании, которое определяет содержательную сторону духовной жизни.
Оно структурируется по уровням (идеология, научно-теоре-ти-ческое, эмпирическое) и формам.
Общественное сознание выражает отношение к природе, обществу, человеку, а также к духовному и материальному началам жизни. Автор исходит из понимания того, что структура сознания определяется типом этих отношений. Также как и в социальной сфере, она имеет два базовых типа.
Их проявления в духовной жизни многообразны. Сердцевину общественного сознания составляет нравственность. Науке из-
- 27 -
структура общества, его идеалы справедливости, равенства, свободы, общественного самоуправления, гармонического и разностороннего развития каждого его члена могут находиться в соответствии с общественной собственностью на средства производства и основываться на ней.
Ценности социума данного типа распространяются на всех его членов. В этом его принципиальное отличие от классового, в котором гармонические отношения с сообществом, личная свобода могут существовать только у представителей небольшой части населения. В этом случае нарушается согласованность частей целого, целого и части, единство целого. Эти, а также такие показатели, как единстве функционального и дополнительного соответствия, целесообразности, оптимального развития системы рассматриваются в научной литературе в качестве критерия гармоничности СЗ, 291.
"Понятие социальной гармонии стра^сает отношение соответствия и соразмерности между объективным условием и субъективным фактором, что выражается з наиболее целесообразном и оптимальном функционировании и развитии всех экономических, социальных и духовных составляющих социального организма как системы" [3, 301.
Примером относительно гармоничной социальной формы может служить община. Об этом свидетельствуют работы признанных авторов мирового уровня по истории и сущностных основ общины: М.М.Ковалевского, Г.Л.Маурера, Г.С.Мэна, Э.Лавеле и других. Авторы считают общину самым прочным социальным образованием , которое когда-либо существовало в истории. Ее история насчитывает тысячелетия и описывается со времен Корнелия Тацита и
- 29 -
%
Юлия Цезаря. В России она сохранилась до прошлого века. Общика до сих пор в различных формах существует в разных странах мира. Уничтожена она была насильственными методами. О ее мобильности говорит тот факт, что она смогла адаптироваться к классовому обществу, к условиям мирной и военной жизни, ко всем общественно-экономическим фармациям. Отношения в общине строились в соответствии со следующими принципами: труд каждого по
способностям, удовлетворение потребностей по возможностям, мир, порядок, дисциплина, первобытный демократизм внутренних отношений и управления. Ока была социальной организацией, способной противостоять различным катаклизмам, смягчать их (голод, засуха и т.п.).
Проблема социальной гармонии, стабилизации общества была предметом изучения не только отечественных, но и зарубежных социологов. В их концепциях условно можно выделить 2 направления. Первое рассматривает проблему гармонизации общества изолированно, без должной связи с окружающей средой и законами ее развития. Второе отражает идею единства, соответствия, сбалансированности развития социальных и природных факторов.
Один из основоположников социологии О.Конт рассматривал социальную гармонию в виде целостной системы, основанной на оптимальном согласовании отношений между ней (как целым) и зсеми социальными слоями, личностями (частями), а также между самими частями. О.Конт считал сознательную гармонию достижимой, в частности, при условии соответствия между двумя сторонами: политическими учреждениями с одной, нравами и идеями с другой С224, 49]. Именно в гармонии он видел основное условие
стабильности социума.