Ви є тут

Воспитание в современном российском обществе : социокультурный анализ

Автор: 
Барсукова Татьяна Ивановна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2006
Артикул:
277827
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО АНАЛИЗА ВОСПИТАНИЯ
1.1 .Трехуровневая методологическая модель анализа воспитания в социологии
1.2. Воспитание как категория социологии культуры: субдисциплинарный подход
1.3. Воспитание - процесс передачи социокультурного опыта: субъектно-деятельностный анализ
ГЛАВА ВТОРАЯ
ЦЕННОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ
2.1. Иерархия ценностей и ценностных систем воспитания современного российского общества
2.2. Ценностный мир российской молодежи в условиях трансформирующегося российского общества
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
НОРМАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА
3.1. Особенности воспитания как нормативного регулятора общественных отношений
3.2. Нормативно-регулирующая функция воспитания и проблема социального контроля
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
4.1. Российская семья как агент воспитательного воздействия в современной социокультурной ситуации
4.2. Школа как субъект воспитания молодог о поколения в условиях современной российской социокультурной реальности
4.3. Высшее учебное заведение как интегративный агент социализации и актор воспитания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В условиях современной социально-экономической, политической и культурной жизни России достижение социокультурной идентичности является одним из приоритетных направлений совершенствования общества.
Эта задача приобретает особое значение в периоды перехода от одной общественной системы к другой, когда происходит переоценка ценностей, и трансформируются основы духовной жизни. Российское общество переживает время инновационных процессов во всех сферах своего социального бытия, что приводит к появлению новых тенденций общественного развития. К их числу относится возрастание роли сознательного управленческого воздействия на общественные процессы и отношения. Вместе с тем, попыткам сознательного управления общественным развитием противостоит стихия рыночных отношений, которая проявляется в стремлении социальных сил к энтропии. Наиболее сильно этот процесс затронул сферу социализации молодежи, в которой стихийные процессы преобладают над сознательными. Ослабляется роль воспитания как целенаправленного социокультурного воздействия на личность в общем социализационном процессе и в социокультурной динамике российского общества в целом. Поэтому исследование воспитания во всем многообразии его социокультурного содержания и форм играет важную роль в современной социологии.
Тема исследования приобретает особую актуальность в связи с эскалацией девиантного и делинквентного поведения в российском обществе. Социальные пороки, которыми оно страдает, есть результат неверно понятого некоторой частью населения либерализма, в том числе и в отношении воспитания. Изменение социокультурной реальности российского общества привело к признанию частью населения легитимными аномических форм достижения цели, что свидетельствуют о наличии такой
36
система общественного устройства и социальные отношения, - пишет А. Г. Харчев, - изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. Во время значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными. Наше общество не является стабильным, поэтому сейчас однозначно и точно, надолго вперед определить цели воспитания не представляется возможным»20.
Вместе с тем, в последние несколько лет в России отмечается некоторый рост интереса к проблемам воспитания на уровне обыденного сознания некоторой части населения и попытки реализовать социокультурный потенциал воспитания в локальном социальном пространстве (в школах, колледжах, вузах, кружках, клубах, семье, религиозных общинах и т.п.). Однако предметом внимания социологов данное общественное явление не стало.
Проблемное пространство социологии включает в качестве объектов социологической рефлексии как устойчивые, статичные социальные конструкты и постоянно протекающие по одним правилам процессы, так и всякого рода социальные новообразования. Последние есть неизбежное порождение социальной динамики и одновременно ее детерминанты. История социального познания свидетельствует, что одни из общественных явлений находятся постоянно в поле зрения социологии, даже при условии их трансформации, другие время от времени элиминируются из него. Некоторые из них - навсегда, став предметом внимания других научных дисциплин, иные исчезают, исчерпав свою бытийность. Но есть среди социальных процессов такие, от которых социология «отворачивается» намеренно, так как их современные формы труднообъяснимы, а
20 Харчев А. Г. Социология воспитания (О некоторых актуальных социологических проблемах воспитания личности). - М., 1990. - С. 32.
37
практические рекомендации по управлению ими не реализуемы в настоящем социальном пространстве и времени. К числу таких феноменов в современной российской социологии можно отнести воспитание.
Второе место в исследовании воспитания занимают противоречия онтологического характера. Выделим основные реально существующие противоречия, требующие осмысления с позиции социологического анализа воспитания:
настоятельная потребность общества в использовании консолидирующего потенциала воспитания и его неэффективная реализации в силу неопределенности (размытости) его нормативно-ценностного содержания;
- потребность в государственной идеологии развития культуры и воспитания граждан и ее отсутствие в ситуации нормативно-ценностного кризиса;
- необходимость развития духовной сферы общества и отсутствие социального идеала как ее системообразующего фактора;
- противодействие воспитанию как управлению социализацией, осуществляемому институализированными структурами (семьей, школой, церковью), стихийного влияния неинституализированного социокультурного пространства;
- нарастание культурных девиаций в российском обществе и слабая степень влияния воспитания как механизма культурной социализации на их профилактику и преодоление;
- стремление здоровых сил российского общества к социокультурной интеграции и неприятие позитивных культурных ценностей большинством тех граждан, социализация которых прошла в условиях становления рыночных отношений и нормативно-ценностного кризиса;
- принятие государственных программ по молодежной политике и отсутствие социальной регуляции и контроля их выполнения.
Третья группа противоречий порождена проблемами детерминации