Ви є тут

Свет в культурно-историческом контексте образов русской живописи XIX века

Автор: 
Худоногова Елена Юрьевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172352
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание:
Стр.
Введение 3
ГЛАВА 1. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ XIX ВЕКА 16
1.1. Эстетика духовного образа в русской живописи первой 16 половины XIX века
1.2. Поэтика мирочувствования 31
1.3. Сакральное и символическое в русской живописи 44
ГЛАВА 2. ПОИСК ИДЕЙ И ИДЕАЛОВ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ 55
2.1. Этическое сознание - традиции духовного опыта 55
2.2. Смена эстетических идеалов в русской живописи 63
2.3. Духовный реализм 74
ГЛАВА 3. ГЕНЕЗИС ОБРАЗА В КОНТЕКСТЕ ЭПОХИ 83
3.1. Мировоззрение и мпрочувствование 83
3.2. Соотношение чувственного и сверхчувственного в русской 94 живописи XIX века
3.3. Историческая поэтика века 112
Заключение 131
Выводы 137
Список использованной литературы 139
ВВЕДЕНИЕ
3
Возможность некоторого сближения искусства и философии определяется самой ситуацией, сложившейся в духовной жизни Европы - и особенно России -в начале XIX столетия. Живой процесс духовных поисков эпохи разворачивается как взаимное стимулирование разных областей культуры, охваченных стремлением найти решение актуальных мировоззренческих и общественносоциальных проблем. Историческое сознание глубинных религиозно-философских и социальных проблем XIX века, выразившихся в стилевой противоречивости этого периода, представляется крайне важным для восстановления целостности культурно-исторической ситуации века.
Попытка дать обобщенную характеристику живописи XIX века как единого исторического цикла сопряжена с немалыми трудностями. Здесь действуют такие факторы, как творческая «многомерность», сжатость по времени отдельных периодов, параллельность различных художественно-эстетических направлений, прерывистая эволюционная динамика и огромный объем непосредственно художественного материала.
Побудительные устремления века составляют образный синтез, воодушевленный главенствующей идеей века Просвещения, положившего начало новому мировоззрению. Во-первых, открытию исторического и героического как начала утверждения личности, способной к энергичному действию во времени. Во-вторых, открытию реального мира и человека как центра мироздания. Эта идея постепенно становилась основным побудителем этических и религиозно-философских исканий эпохи, безмерно расширяя образный горизонт искусства и каждой отдельной творческой личности.
Мировоззренческие образы и художественно-эстетические идеалы следует искать в национальном своеобразии культур. Традиции русской духовной культуры достаточно полно отражены в поэтике образов русской живописи и литературы от эпохи романтизма до начала XX века, что позволяет увидеть целостность ее эстетического и духовного опытов а, следовательно, и тех
14
XIX века; установлена закономерность перехода в развитии стилей и жанров русской живописи от эстетического идеала к этическому; выявлена линия развития световой поэтики, составляющая национальную идею русского искусства; установлено, что концепция света в русской живописи соответствует развитию личностного и исторического самосознания на протяжении всей эпохи от романтизма до символизма.
Теоретическая значимость диссертации состоит в раскрытии новых аспектов исследования поэтики образа в русском искусстве XIX века, а также в постановке вопроса о всестороннем изучении художественного наследия XIX века. Анализ философских, социологических, психологических, культурноисторических и изобразительных элементов художественной системы способствует пониманию традиций и преемственности в контексте значения такого важного духовно-эстетического явления, как Фаворский Свет, проявленный в поэтике образа в русской живописи.
Выводы и материалы исследования могут служить основой для дальнейшей разработки и изучения особенностей культурного и национального самосознания в контексте русского искусства, способствуя формированию исторической идентификации современного российского менталитета. Выводы данной работы могут быть использованы при подготовке и чтении общих и специальных курсов, семинарских занятий, при создании очерков и учебных пособий по истории отечественного искусства, а также при изучении курсов по культурологии и философии.
Объем и структура диссертации включает: введение, три главы,
заключение, примечания, библиографию (287 источников), а также приложение в виде иллюстраций.
Свою роль в определении основополагающих идей настоящей диссертации сыграла служба автора научным сотрудником в Каракалпакском государственном музее искусств (г. Нукус), позволившая познакомиться с богатейшим фондом русской живописи 1910-20-х годов. А также многолетняя преподавательская и лекционная практика со студентами архитектурного факультета КрасГАСА,