Ви є тут

Проблемы преемственности и развития в живописных мастерских МГАХИ им. В.И.Сурикова во второй половине XX века : Мастера, программы, ученики

Автор: 
Вяжевич Мария Валерьевна
Тип роботи: 
Мастера, программы, ученики
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
155
Артикул:
1000297650
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................................3
ГЛАВА 1: ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ МОСКОВСКОЙ ЖИВОПИСНОЙ ШКОЛЫ В СТЕНАХ МОСКОВСКОГО УЧИЛИЩА ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ
И ЗОДЧЕСТВА.......................................................11
ГЛАВА 2: СОЗДАНИЕ МОСКОВСКОГО ИНСТИТУТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ В ПЕДАГ ОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ МАСТЕРОВ В МГАХИ ИМ. В.И.СУРИКОВА
1950-1960-Х ГОДОВ.................................................46
ГЛАВА 3: ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ МГАХИ ИМ. В.И.СУРИКОВА
1970-1990-Х ГОДОВ. ОПЫТ. НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ..........................96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................137
ПРИМЕЧАНИЯ.......................................................143
БИБЛИОГРАФИЯ.....................................................149
ПРИЛОЖЕНИЕ
156
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, в силу особенностей периода - рубежа веков - особую актуальность приобретает проблема подведения итогов и изучения перспектив в самых разных областях жизни, в том числе в культуре, изобразительном искусстве. Пути, по которым пойдет его дальнейшее развитие, напрямую связаны со сферой художественного образования. Именно поэтому сегодня необходимо практически исследовать и теоретически осмыслить состояние современной художественной педагогики, проследить ее истоки и основные этапы развития, выявить присущие ей черты и особенности. Анализ состояния современной школы требует прежде всего обращения к богатому опыту крупнейших центров художественного образования России - Москвы и Петербурга, традиционно синтезирующих в себе новейшие тенденции времени и влияющих на развитие художественной практики в других регионах страны.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена:
- необходимостью всестороннего и полного освоения педагогического наследия таких художников как И.Э.Грабарь, С.В.Герасимов, А.А.Дейнека, Б.В.Иогансон, К.Н.Истомин, Г.М.Шегаль, А.М.Грицай, П.Д.Покаржевский, Д.К.Мочальский, В.Г.Цыплаков, Т.Т.Салахов, В.Н.Забелин, Н.И.Андронов и др.
- важностью распространения и освоения данного опыта в области современного художественного образования, уровень которого далеко не всегда отвечает требованиям высокого профессионализма.
Данная работа является первой попыткой сбора, обобщения и научной систематизации материала о деятельности Московского государственного академического художественного института имени В.И.Сурикова периода 1930-1990-х годов, о творческо-преподавательском опыте крупнейших мастеров отечественного изобразительного искусства середины-второй половины XX века.
Художественное образование в течение многих лет не опиралось на научное обобщение опыта выдающихся мастеров-педагогов. И если в современном искусствознании существуют исследования, посвященные отечественной художественной школе XIX-1-й четверти XX веков, то опыт середины-второй половины XX века, еще ждет своего подробного рассмотрения. До сих пор существует определенный разрыв между достижениями наиболее ярких представителей художественно-педагогической культуры XIX - начала XX
Искусство пленэрного лирического пейзажа, достигшее в начале XX века своего подъема в целом ряде художественных европейских школ, в русской живописи продолжает развитие благодаря "союзникам". Произведения приобретают все большую камерность, при этом в трактовке природы усиливается эмоциональное начало, пейзаж становится воплощением непосредственного живого восприятия натуры, естественной и преображенной человеком природы, окружающей среды. Пейзажная живопись придает произведению пространственную глубину и протяженность, позволяет более достоверно передать различные состояния световоздушной среды, достигать впечатляющей и многообразной цветовой гаммы. Наконец, мастера с помощью приемов пейзажной живописи усиливают ассоциативное звучание своих произведений, придают им не только повышенную эмоциональность, но и определенную философичность. Этому способствует изменившийся метод создания картины, работа над которой теперь происходит, как правило, на пленэре. Отсюда характерное высветление палитры, господство чистых звучных цветов.
В тесное соприкосновение с пейзажем приходит жанровая живопись, что приводит к сложению особого типа картины, в которой природа неизменно одушевлена присутствием человека. Обращение художников к теме гармоничного сосуществования людей и природы носило ярко выраженный национальный характер. Не случайно интерес "союзников" сосредотачивался, главным образом, на изображениях сельских мест и старинных русских городов, жизнь которых сохраняла характерные черты исконного быта. Основу их творческих устремлений составляло желание обратить зрителя к красоте родной земли, пробудить национальное самосознание.
Именно эти воззрения являли собой творческую основу "Московской академии", как в предреволюционные годы называли в художественных кругах Училише живописи, ваяния и зодчества, имевшее большой авторитет. С открытием Московского института изобразительных искусств опыт русского импрессионизма лег в основу обучения и воспитания нового поколения художников, которые в большинстве своем органично восприняли его и смогли обеспечить этой живописной традиции дачьнейшес существование. Проблемы развития основ московской живописной школы будут рассмотрены в следующих главах данной работы. Сейчас необходимо прежде всего определить
происхождение тех базисных принципов, которые обусловили изобразительную линию, в целом характеризующую московское живописное направление. Следует остановиться на некоторых наиболее существенных эпизодах формирования московской школы, начало которой было положено в период деятельности Московского училища живописи, ваяния и зодчества, на протяжении 86-ти лет сохранявшего за собой роль центра художественной жизни города.
Стремление к реальности и утверждению ее в живописи, определившее развитие русского искусства середины-конца XIX века, объясняет характер процессов, происходящих в Училище в данный период. На раннем этапе его существования, а именно в 1840-50-е годы, творческие поиски ведутся под влиянием искусства В.А.Тропинина, А. Г. Венецианова, П. А. Федотова. Художники, работавшие в его стенах, тяготеют к бытовому жанру. Происходит обращение к современности и ее проблематике, значительно расширяются возможности сюжетного выбора, что, в свою очередь, ведет к значительному обогащению живописи.
История Московского училища восходит к 1832 году, когда был создан Натурный класс, первоначально возникший, как некое "братство", дружеское сообщество людей, любящих изобразительное искусство и собиравшихся для совместного натурного штудирования. Идея кружка принадлежала художнику-любителю Евгению Ивановичу Маковскому, а собрания проходили на квартире художника А.С.Ястребилова на Ильинке. Спустя некоторое время один из участников собраний, Ф.Я.Скарятин, будучи адъютантом генерал-губернатора Москвы Д.В.Голицына, начал хлопоты об официальном статусе кружка. После устроения маленькой выставки, продемонстрировавшей результаты творчества входивших в него художников, склонный к меценатству Д. В.Голицын дал обещание найти тех, кто мог бы материально поддержать деятельность Натурного класса. Так в 1833 году было основано Московское художественное общество, с которым теснейшим образом будет связана последующая история школы живописи в Москве. Общество объединяло живописцев, скульпторов, литераторов, знатоков и ценителей художеств, меценатов - то есть широкий круг лиц, небезразличных к изящным искусствам. В ведении Московского художественного общества Училище живописи будет находиться на протяжении всего своего существования.