Вы здесь

Психологічне забезпечення професійного відбору до вищих навчальних закладів системи МВС України

Автор: 
Москаленко Андрій Петрович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2002
Артикул:
0402U003403
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1. Психологический анализ требований, предъявляемых условиями учебно-профессиональной деятельностью вуза системы МВД к кандидатам на обучение.
Как отмечалось в первом разделе, целью профессионального психологического отбора в вузы системы МВД является выбор кандидатов, наиболее пригодных не только к обучению, но и, главным образом, к выполнению своих профессиональных обязанностей. И обучение в вузе, и дальнейшая профессиональная деятельность подчиняются требованиям всей системы органов внутренних дел. Всем работникам ОВД, независимо от профессии или специальности, присуще одно общее качество - социальная направленность на выполнение задач по защите прав и свобод граждан, обеспечению общественного порядка и безопасности, борьбе с преступностью и ее профилактике. Каждый работник ОВД обязан выполнять требования присяги, законов и нормативных актов МВД. Система отбора помимо квалификации работника должна учитывать многие обстоятельства, не являющиеся предметом исследования при отборе кандидатов в вузы других министерств и ведомств.
Выпускники вузов получают высшее юридическое образование и, как правило, работают по основным профессиям системы органов внутренних дел (следствие, оперативно - розыскная деятельность и др.). Они чаще всего в перспективе занимают руководящие должности [37, 78]. Высокий уровень сложности и ответственности их профессиональной деятельности определяет, соответственно, и высокие требования к психологическим качествам, от которых зависит эффективность ее выполнения [38, 101]. Очевидно, что необходимость изучения и оценки уровня развития этих качеств и соответствия их требованиям деятельности возникает на этапе поступления индивида в вуз.
Таким образом, обучение в вузе МВД определяется сложной системой требований, в которой мы выделяем три различных аспекта: требования, обусловленные самим процессом обучения в вузе; требования, определяемые общими особенностями системы органов внутренних дел; требования, обусловленные спецификой будущей профессиональной деятельности индивида в системе ОВД.
Эти аспекты не являются самостоятельными, а взаимосвязаны между собой как элементы системы (рис. 2.1). Так, процесс обучения включает в себя компоненты профессиональной деятельности (моделирование профессиональных ситуаций, практика в подразделениях), однако учебная деятельность является при этом ведущей. Выполнение профессиональных задач предполагает также процесс обучения, но ведущей здесь является именно профессиональная деятельность. Кроме того, различными аспектами требований могут определяться сходные и, в некоторых случаях, противоречивые психологические характеристики индивида, что также указывает на их взаимосвязь.

Рис. 2.1. Аспекты требований к кандидату на обучение в вузе системы МВД.

Проведенный нами анализ позволил дать характеристику данным аспектам требований, а также выделить на их основе психологические показатели пригодности к обучению в вузе системы МВД.
Требования, обусловленные ведущей деятельностью курсантов и слушателей вуза системы МВД.
Поскольку ведомственные образовательные учреждения МВД являются исключительно государственными, а ведущей деятельностью студентов - процесс обучения, то первая группа требований должна определяться именно особенностями обучения в вузе.
Процесс обучения, накопления новых знаний, усвоения новых умений и навыков, формирования определенного стиля мышления является основой становления специалиста в определенной сфере. Этот процесс требует не только интенсивной умственной работы, но и достаточно высокого уровня развития интеллектуальных способностей, который определяет степень успешности учебной деятельности [53, 59].
В абстрактной форме общие способности как отдельный феномен не существуют. Они всегда проявляются через какую-либо конкретную деятельность, и в определенной мере характеризуют одновременно специальные способности [93]. Как известно, по своей природе общие и специальные способности имеют единые компоненты: психофизиологические характеристики, интеллектуальные и эмоциональные потенции, интересы и мотивы личности, в целом самосознание и направленность человека. Структура компонентов как общих, так и специальных способностей одинакова, все дело в степени развития отдельных составляющих. Именно уровневая оценка отдельных параметров психики дает представление о способностях человека, служит основанием для вывода о характере специальных способностей индивида.
Для определения специальных способностей учащихся вуза необходимо учитывать данные положения.
Представляет интерес исследование общего интеллектуального развития и специальных способностей студентов, обучающихся в вузах различных профилей [48]. В нем авторами были разработаны профессиограммы студентов естественнонаучных, гуманитарных и технических вузов на основе специального изучения их психологических особенностей. Было установлено, что за время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней интеллекта. Эти уровни отражают направленность ума человека, т.е. особенности сформированного мышления, которые характеризуют профессиональную направленность личности. Процесс учения в данном случае рассматривается авторами как аналог будущей профессиональной деятельности. В результате анализа экспериментальных данных авторами были выяснены специфические качества личности и особенности интеллекта студентов разных специальностей, определена степень влияния будущей профессиональной деятельности на их психику в процессе обучения.
По наблюдениям авторов, особенности мышления в большинстве случаев формируются в условиях вузовского обучения за исключением довольно узкого спектра интеллектуальных профессий, требующих ярко выраженных специальных способностей к математике, языкам, изобразительной деятельности, художественному творчеству