Ви є тут

Соціально-економічні основи мотивації підприємницької діяльності малих підприємств

Автор: 
Малафеєв Андрій Сергійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U001403
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УКРАИНЕ
2.1.Организационно-правовые контексты создания малых предприятий в Украине
Создание новых предприятий в переходный период, как правило, осуще-ствляется
через образование малых организационных форм предприниматель-ской деятельности
? малых предприятий. Ведь именно малым формам предпри-нимательской деятельности
принадлежит значительная роль в экономическом росте, социальной переориентации
производства, насыщении рынка товарами и услугами, решении проблем занятости
трудовых ресурсов, ускорении научно-технического прогресса и т. п. Малые
предприятия могут создаваться во всех отраслях, на основе любой формы
собственности, осуществлять все виды хозяйственной деятельности, не запрещенные
действующим законодательством и отвечающие целям, предусмотренным в уставе
предприятия.
Следует отметить, что малые предприятия могут образовываться и функ-ционировать
и как отдельные, полностью самостоятельные субъекты хозяйст-вования, и во
взаимодействии с крупными и средними предприятиями, или же быть втянутыми в
корпоративные сети. В то же время этот сектор предприни-мательства является
наиболее уязвимым вследствие действий макроэкономи-ческих факторов. Например,
благоприятная система налогообложения приво-дит к увеличению количества
субъектов малого предпринимательства и нао-борот.
История свидетельствует, что предприятия (в первую очередь крупные, но не
только они) создавались по принципу максимально замкнутого комплекса
подразделений. Это диктовалось реальными условиями деятельности предприятий, и
было узаконено нормативными актами, регулирующими их типовые структуры. Состав
подразделений основного производства формировался таким образом, чтобы свести к
минимуму зависимость предприятий от поставщиков. На каждом предприятии
создавалась широкая номенклатура подразделений вспомогательного и
обслуживающего производств. Аппарат управления, как правило, включал
многочисленные отделы, группы, бюро, лаборатории.
Такой подход к формированию структуры предприятий диктовался не только
стремлением максимально ограничить связи из-за межведомственных барьеров, но и
тем, что оплата услуг сторонних организаций, как правило, обходилась дороже по
сравнению с затратами на содержание своих соответствующих подразделений. Кроме
того, такому подходу к формированию структуры предприятий способствовал и
принятый порядок оплаты труда руководителей в зависимости от категории
предприятий.
На эту структурную особенность “традиционных” предприятий рыночная экономика
отреагировала определенными тенденциями. На протяжении последних лет в странах
с современной рыночной экономикой просматривается отчетливое стремление
предприятий дистанцироваться от многих функций, выполнявшихся ранее их
внутренними подразделениями, в первую очередь такими, которые отличались
пульсирующими нагрузками. Именно за счет этого фактора сокращается число
промышленных гигантов и, вместе с тем, возрастает количество малых предприятий.
Вопреки теоретической догме о неотвратимости процесса концентрации
производства, средние размеры предприятий обнаруживают явную тенденцию к
уменьшению.
Этот процесс делает рыночную экономику более динамичной, мобильной,
восприимчивой к инновациям, повышает ее способность оперативно реагировать на
рыночный спрос и его изменения. Вместе с тем растущая часть
предпринимательского риска переносится на малые предприятия, а работа крупных
предприятий, остающихся фундаментом рыночной экономики и ее экспортного
потенциала, становится более устойчивой. Особо следует отметить, что развитие
малого предпринимательства сопровождается расширением конкурентной среды,
вторжением конкуренции в сферы, которые раньше были представлены
внеконкурентными отношениями внутренних подразделений предприятий.
Могут быть различные варианты процесса образования сети малых предприятий,
выполняющих функции формирования инфраструктуры во всей совокупности
предприятий. Прежде всего, малые предприятия могут создаваться путем
отпочкования подразделений, т. е. выделения из более крупного предприятия с
предоставлением им соответствующих прав (юридического лица, открытия расчетного
счета, самостоятельного баланса и т. п.). При этом малое предприятие получает
возможность самостоятельно формировать портфель заказов, что ставит его доходы
в прямую зависимость от результатов собственной деятельности. Однако на этом
пути неизбежны многочисленные проблемы и трудности. В частности, они связаны с
формированием собственности на имущество малых предприятий, с
материально-техническим обеспечением производства и, следовательно,
распределением и использованием его доходов. Эти проблемы не исчезают и в том
случае, если создание малых предприятий осуществляется на основе передачи
имущества в аренду.
Создание малых предприятий путем их отпочкования от более крупных может быть
связано с акционированием. Например, путем придания подразделениям форм
небольших акционерных компаний, акции которых могут распространяться как среди
трудового коллектива предприятия (крупного и малых), так и через свободную
продажу. Но при любых вариантах отпочкования остается главная проблема. Получая
самостоятельность из рук крупного предприятия, малые предприятия становятся
независимыми субъектами рыночных отношений. Поэтому неизбежно возникает вопрос,
насколько эти вновь образованные субъекты производственной деятельности
способны надежно и качественно выполнять свои функции как элементы