Ви є тут

Девіантність як предмет соціально-філософського аналізу

Автор: 
Котляров Леонід Петрович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
3403U002887
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ДЕВИАНТНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН И КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
2.1.Девиантность личности и ее социально-философская оценка
Одной из отличительных черт жизнедеятельности современных развитых обществ является повышение роли человеческой личности, возрастание социальной значимости всех проблем, связанных с человеком. Это обусловлено многими факторами, включая усложнение форм социального общения в условиях прогрессирующего разделения труда под влиянием новых технологий, увеличение информационной нагрузки на психику человека, изменение систем и способов управления социальными и техническими процессами и т. д. Соответственно, решаемые человеком задачи становятся все более многоступенчатыми и более многоплановыми, многомерными. Естественно, в этих условиях увеличивается значение личного опыта, личного вклада в совокупную социальную практику. Повышается и личная ответственность человека перед окружающими его людьми (малые социальные группы, производственные коллективы и т. д.) и обществом в целом. Одновременно повышается роль личности в жизни общества и значение межличностных контактов.
Современный человек промышленно и культурно развитых стран, впитавший в себя принципы демократического общежития, не терпит обезличенности, которая у него ассоциируется с принижением прав человека, унижением человеческого достоинства, нивелированием индивидуальной самобытности. Такой человек требует особого отношения к себе, учитывающего личностные характеристики и свободный выбор жизненных путей [183].
Но было бы явным преувеличением концентрировать внимание только на росте личностных факторов в жизни современного общества, игнорируя возрастающее значение самого общества и его влияние на индивидуальную жизнедеятельность, а также те негативные процессы в обществе, которые связаны с антисоциальными формами поведения людей, которые в ряде случаев пользуются демократическими законами, чтобы избежать соответствующих наказаний за свои противоправные или аморальные действия. Поэтому сегодня особую остроту приобретают вопросы контроля за негативными формами поведения личности, которые могут представлять серьезную социальную угрозу. Не случайно, что в настоящее время психология и психиатрия переживают период бурного развития и занимают все более важное место в комплексе наук о человеке. Любое открытие в области этих наук является не только новым шагом на пути к самопознанию человека, но и оказывает заметное влияние на решение многих социальных проблем. Благодаря достижениям современной психологии и психиатрии, а также ряда других областей знания, относящихся к так называемым поведенческим наукам (нейрофизиология, нейропсихология и т. д.), постоянно увеличиваются возможности целенаправленного регулирования психической деятельности человека.
По мере того как задача регуляции поведения малых и больших социальных групп приобретает важное политическое значение, постоянно возрастает влияние психологических учений, предлагающих свои средства достижения этой цели. Типичным примером в данном случае является бихевиоризм, наиболее ярким представителем которого является выдающийся американский ученый Б. Ф. Скиннер (1904-1990). Именно ему принадлежат интересные исследования в области "оперантного поведения". Ему же социальная психология и социальная психиатрия обязаны некоторыми социальными прожектами в решении сложных проблем современного общества. Американский ученый считал возможным покончить с войнами, насилием и другими социальными недугами с помощью изобретенной им "поведенческой инженерии". По мнению Скиннера, для этого достаточно выработать соответствующую систему поощрений и наказаний, которая целиком формирует поведение людей. В дальнейшем в русле скиннеровской программы "поведенческой инженерии" сформировалась теория и практика "модификации поведения", что вызвало много нареканий и критики со стороны демократической научной общественности, обеспокоенной тем, что методы "модификации поведения" могут быть использованы и используются отнюдь не в гуманистических целях [123].
Весьма характерно, что актуальной проблемой, с которой сталкивается всякая теория личности, заключается в необходимости объяснения причин того, почему некоторые люди оказываются не в состоянии приспособиться к требованиям общества и эффективно функционировать в нем. Каждый психолог сегодня постоянно уделяет много внимание вопросам о том, почему некоторые люди демонстрируют патологические или неадекватные стили поведения в повседневной жизни. Столь пристальный интерес психологов и психиатров к данной проблематике привел к появлению такой дисциплины, находящейся на стыке психологии и психиатрии, как этиология (гр. aitia - причина + гр. logos - слово, учение; изучение ненормального функционирования человеческой психофизиологии), ныне являющейся неотъемлемым компонентом комплексного исследования личности [191, 32].
Необходимость объяснения причин патологического поведения привела к развитию различных социологических, психологических и психиатрических подходов. Например, теоретики, придерживающиеся психодинамической ориентации, убеждены, что конфликты, не нашедшие разрешения в детстве, могут приводить к патологическому поведению в зрелом возрасте. Бихевиористы ставят вопрос шире, рассматривая само поведение в целом как проблему, а не только патологии. Они полагают следующее: чтобы объяснить ненормальное поведение, нет особой необходимости в исследовании глубинных механизмов психики, которые в большинстве случаев недоступны строгим научным наблюдениям. Вместо этого следует проанализировать, как произошло формирование отклоняющегося поведения в прошлом и вследствие каких обстоятельств это поведение сохранилось в настоящем. Приверженцы социокультурной модели психических патологий утверждают, что стрессы и конфликты, которые люди переживают в повседневной жизни, могут вызывать и поддерживать патологические формы поведения. Как видим, необходимость анализа причин психических расстройств и нахождение спосо