Ви є тут

Політичні традиції як чинник сталості й наступності у функціонуванні та розвитку політичної системи.

Автор: 
Веденєєв Віталій Олексійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U004356
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КАК ФАКТОРА УСТОЙЧИВОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

2.1 Политические традиции как саморазвивающаяся система

Политические традиции являются неотъемлемой и важнейшей составной частью политической системы, которые придают ее развитию устойчивость и преемственность. Существование политической системы представляет собой единый и целостный политический процесс, который подразделяется на следующие четыре стадии: 1) конституирование политической системы; 2) воспроизведение компонентов и признаков политической системы; 3) принятие и исполнение управленческих решений; 4) контроль за функционированием и направлением развития политической системы [106, с. 290]. Хотя стадийная взаимозависимость представляет движение политического процесса круговым (а точнее, спиралевидным), но она тем не менее не превращает данный процесс в сплошной нерасчлененный поток. Каждая из стадий политического процесса сохраняет присущие для себя особенности, проявляется в формах, которые для них являются типичными, что вовсе не исключает ни их чередования, ни их переплетения и взаимопереходов.
Исторически и логически начальной стадией политического процесса выступает конституирование политической системы. Причем происходит оно единовременно (при возникновении политической системы) и постоянно (в процессе ее функционирования и развития). Конституирование любой политической системы постоянно возобновляется, идет непрерывно, представляя собой выражение согласия людей (индивидов, социальных групп, классов) с установившейся политической системой - с ее принципами, институтами, нормами и т. п. Это согласие означает признание, одобрение данной конкретной политической системы и оказание ей поддержки со стороны членов общества.
Процесс признания политической системы бывает активным или пассивным, открытым или латентным, добровольным или вынужденным, прямым либо косвенным, осознанным либо бессознательным. Словом, признание может быть разным, но в общем виде оно должно быть. Вопрос о признании политической системы субъектами политических отношений не следует смешивать с другими близкими вопросами, например, как эта система отражает и реализует коренные интересы различных социальных групп.
Сколько-нибудь долгое отсутствие нужного признания политической системы, ее одобрения, хотя бы некоторого согласия с ней является очень тревожным симптомом, который свидетельствует о том, что политическая система теряет устойчивость (а с ней и свою эффективность) и проблематичным становится само ее существование. Согласие членов общества с политической системой, однажды возникшее, выразившееся в конституировании конкретно данного института, впоследствии живет вовсе не по инерции, т.е. не за счет энергии, некогда сообщенной системе "первотолчком" (в данном случае - первоначально оказанной ей поддержкой). Признание, одобрение, доверие, благодаря которым конституируется и функционирует политическая система, суть ее особые "предметы", движущиеся в социальном мире (по крайней мере в современном) отнюдь не спонтанно. Они целеустремленно продуцируются буквально в каждый промежуток времени. Производство таких "предметов" ? это непрестанное "изготовление" и интериоризация конструктивных для системы социальных оценок и установок, политических позиций, ролей и действий участников политического процесса.
Применительно к условиям современного общества, зиждущегося на демократических и правовых началах, будет правильным полагать, что оно способно надежно сохранять свой демократический и правовой облик лишь постольку, поскольку народное согласие существующей в таком обществе политической системой не декларируется голословно, а постоянно подтверждается. Причем подтверждается реально прежде всего активным и заинтересованным участием людей в делах общества и государства, их высокой гражданственностью и т. п.
В конституировании политической системы немалую роль играет социально-психологический фактор. Однако, не умаляя "вклада" социально-психологического фактора в конституирование политической системы, особо подчеркнем, что здесь этот процесс совершается в соответствии с определенными историческими закономерностями и сообразно объективным общественно-экономическим потребностям. Вместе с тем деятельность людей (индивидов, социальных групп, классов), причастных к конституированию этой системы, подвергается также сложившийся в обществе социально-норма- тивной (а не только собственно психологической) регуляции. Лишь учет всех этих обстоятельств позволяет избежать односторонности в понимании генезиса и содержания начальной стадии политического процесса.
Конституирование политической системы - это та стадия и исходный пункт, к которому данный процесс всякий раз как бы возвращается, когда начинается следующий виток спирали политического развития политически организованного общества. Но эта стадия служит еще и предпосылкой всех других ступеней политического процесса. Возникнув и сложившись, соединяя благотворные для себя импульсы признания и поддержки, политическая система обретает возможность воспроизводить себя. Воспроизводство политической системы - сложное, диалектически противоречивое явление. Это и повторение всех установившихся элементов и параметров системы, а также момент их видоизменения и обновления (естественно, в рамках одного определенного качества).
На второй стадии - стадии воспроизводства - повторяется и закрепляется, видоизменяется и обновляется исторический тип политической системы, ее социальная природа, связи с другими подсистемами общества. При этом воссоздаются политические отношения и институты, политические нормы и ценности, знаки, символы, язык. Воспроизводится (и это, пожалуй, главное) субъект политических отношений со своими политическими позициями, ролями, взглядами и поступками.
Не существует какого-то одного общего акта и какого-то одного общего ритма в