Ви є тут

Формування морально-етичної відповідальності особистості майбутнього практичного психолога

Автор: 
Тимощук Ігор Григорович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U000197
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Во второй главе представлено содержание проведённого экспериментального исследования морально-этической ответственности личности у практических психологов. В первом параграфе описывается процедура создания методики по диагностике уровня морально-этической ответственности у студентов-психологов. Во втором параграфе приводится анализ результатов проведённого исследования по выявлению взаимосвязи уровня сформированности морально-этической ответственности личности и других психологических особенностей, обучающихся практических психологов.
2.1. Методы исследования уровней сформированности морально-этической ответственности.

Теоретический анализ психологической литературы позволил сделать вывод об отсутствии адекватных методов диагностики уровня морально-этической ответственности личности. В связи с этим с целью выявления уровня сформированности морально-этической ответственности у будущих практических психологов была создана и апробирована методика ДУМЭО (диагностики уровня морально этической ответственности) практического психолога.
Разработка данной методики решала следующие задачи:
* показать, что морально-этическая ответственность представляет собой многокомпонентное психологическое образование;
* эмпирическим путём подтвердить наличие различных уровней сформированности морально-этической ответственности среди студентов- психологов;
* выделить основные уровни сформированности морально-этической ответственности, наблюдаемые у студентов-психологов;
* осуществить психологический анализ динамики формирования морально-этической ответственности студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки;
* показать, что уровень морально-этической ответственности может повышаться в процессе активной психолого-педагогической (в том числе тренинговой и консультативно-психотерапевтической) работы.
Созданный личностный опросник направлен на обобщённую оценку индивидуального уровня развития морально-этической ответственности. Опросник ориентирован на индивидуальное и групповое применение в психологическом и педагогическом консультировании, тренинговой и коррекционной работе и позволяет получить информацию о психологических особенностях морально-этической сферы личности.
Процедура создания опросника.
Первоначально опросник разрабатывался в одномерном варианте. При формулировке вопросов основными правилами, которые в то же время являлись ориентирами и критериями, а также своеобразными этапами дальнейшей работы по созданию теста, были следующие:
1) Опираясь на результаты теоретического анализа и собственный эмпирический опыт, эксплицировать такие поступки и ситуации, с помощью которых можно было бы исследовать морально-этическую сферу личности.
Результаты теоретического анализа позволили составить первичное описание различных уровней сформированности морально-этической ответственности практических психологов и создать модель, и в соответствии с её структурными компонентами, разработать опросник по выявлению уровней морально-этической ответственности личности будущих практических психологов.
При создании опросника важнейшим критерием для специфики дальнейшей экспериментальной работы являлось утверждение о том, что любая черта личности проявляется в определённых морально-этических ситуациях и поступках. Последнее, в свою очередь, проявляется в том или ином диапазоне (диспозиции) поведения, в некоторых поступках и в детерминации последних.
2) Для того, чтобы испытуемые не давали социально желательные ответы, в опросник был включён ряд маскировочных вопросов.
Таким образом, в первом варианте опросник представлял собой ряд утверждений, на которые испытуемые отвечали либо "да", либо "нет". (В качестве экспертов при констатирующем эксперименте выступали преподаватели психологии Таврического экологического института, Гуманитарного института Артек, педагоги, практикующие консультанты и психотерапевты, психологи, работающие в дошкольных и школьных учреждениях, всего 100 человек). Показателями проявления исследуемых черт являлся суммарный результат ответов на поставленные вопросы.
Для отбора индикаторов испытуемым предъявлялись некоторые утверждения (отражающие специфические особенности морально-этической сферы личности), которые они должны были оценить по шестибальной шкале (в соответствии с важностью их для практического психолога):
+3 - полностью согласен
+2 - не совсем согласен
+1 - скорее согласен, чем не согласен
0 не знаю
- 1- скорее не согласен, чем согласен
- 2 - не согласен частично
- 3 - полностью не согласен
По результатам проведённого опроса в последующем были отобраны 64 утверждения, которые, по мнению экспертов, наиболее точно отражают особенности морально-этической ответственности личности практического психолога.
Таким образом, на первом этапе создания личностного опросника были получены характеристики различных смысловых единиц, позволяющие дать первичное описание различных критериев сформированности морально-этической ответственности личности практических психологов. Это позволило составить некоторое первичное психологическое описание основных компонентов, входящих в структуру морально-этической ответственности личности практического психолога. Эти результаты послужили основой для дальнейшей, более детальной разработки опросника.
На следующем этапе исследования респондентам предлагались отобранные утверждения и два варианта ответа на каждое из предложенных утверждений. Необходимо было выбрать один вариант ответа, наиболее точно отражающий личностные особенности и мировоззренческие позиции респондентов. Отобранные утверждения имели нормальное или близкое к нормальному распределение ответов. В результате было получено 7 шкал, составляющих опросник диагностирования уровня морально-этичес