Ви є тут

Контроль та профілактика порушень опорно-ресорної функції стопи школярів у процесі фізичного виховання

Автор: 
Сергієнко Костянтин Миколайович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U000380
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ II
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

2.1. Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ специальной научно-методической литературы.
2. Опрос.
3. Педагогические наблюдения.
4. Антропометрия.
5. Визуальный метод оценки стопы.
6. Подометрия, плантография.
7. Видеометрия.
8. Миотонометрия.
9. Методы математической статистики.

2.1.1. Анализ специальной научно-методической литературы

Для теоретического анализа специальной научно-методической литературы нами использовалась доступная отечественная и зарубежная литература, раскрывающая закономерности формирования двигательной функции стопы человека в онтогенезе, физического развития детей школьного возраста, теории и методики физического воспитания, биомеханики, анатомии, физиологии и т.д. Изучение специальной литературы позволило получить представление о состоянии исследуемого вопроса, обобщить экспериментальные данные, касающиеся изучения двигательной функций нижних конечностей детей младшего школьного возраста.
В процессе работы над диссертационной работой было изучено 278 источника научной и специальной литературы, из них 40 - иностранных.
2.1.2. Метод опроса
Метод опроса использовался с целью получения информации по отдельным проблемам исследования. Устные беседы проводились с учителями физической культуры, медицинскими работниками и родителями. Во время бесед изучались вопросы: качества учебного процесса по физическому воспитанию; особенности структуры учебного материала; разработки рекомендаций по системе оценки физического развития и подготовленности учеников; влияния заболеваний на качество учебного процесса.

2.1.3. Педагогические наблюдения

Педагогические наблюдения [22] проводились с 1999 г. и включали решение таких задач: а) изучение условий обучения и быта школьников; б) изучение особенностей организации уроков физической культуры у детей младшего школьного возраста; в) контроль формирования опорно-рессорной функции двигательного аппарата детей 7-10 лет.

2.1.4. Антропометрия

Метод антропометрии использовался для измерения размеров тела и его частей (продольных, поперечных, обхватных, толстотных, весовых).
Антропометрическое обследование детей 7-10 лет производилось стандартным инструментарием по общепринятой унифицированной методике [149]. В исследованиях использовались: сантиметровая лента, стопометр и антропометр Мартина.
В работе измерялись следующие характеристики: длина тела стоя, масса тела, длина бедра, голени, стопы, а также другие поперечные и обхватные размеры нижних конечностей.
Для обеспечения точности измерений координат тела школьников в качестве точек отсчета в измерениях использовались специально избранные антропометрические точки, имеющие достаточно строгую локализацию относительно определенных костных образований скелета [149]. При этом для большей точности измерения тела детей использовались соматические оси координат. Местонахождение той или иной антропометрической точки определялись путем прощупывания и безболезненного надавливания с последующим обозначением ее дермографическим карандашом.
Обхватные размеры тела измерялись сантиметровой лентой, при этом каждый сегмент тела условно принимался за цилиндр с равномерно распределенной массой. Измерялось место расположения максимального обхватного утолщения относительно всей длины каждого биозвена. После нахождения места максимального утолщения определялась его локализация относительно проксимального конца измеряемого звена тела. Проекция этой точки наносилась на продольную ось каждого измеряемого биозвена, считая от его проксимального конца в сагиттальной плоскости [136, 137].

2.1.5. Визуальный метод оценки стопы

При определении плоскостопия немаловажное значение имеет метод визуальной оценки стопы [141, 178, 185, 227]. В основе данного метода лежит осмотр медиального (внутреннего) свода стопы, а также подошвенной поверхности обеих стоп. Стоя на твердой опоре, ребенок должен выставить вперед ногу и перенести на нее тяжесть тела. При плоской стопе внутренний край ее плотно прилегает к полу, и вместо выемки на внутреннем крае стопы регистрируется выпуклость, а наружный край стопы несколько вогнут. При сочетании продольного плоскостопия с поперечным передняя часть стопы распластана, широкая, большой палец искривлен и отведен кнаружи.
Как правило, при поднимании на носки стопа характеризуется углублением продольного свода, а при поднимании пальцев стопы характерно увеличение медиальной части продольного свода.

2.1.6. Методы подометрии и плантографии

Метод подометрии. В основе этого метода лежит измерение стоп с помощью специального прибора стопометра, толстотного циркуля или треугольника [157].
С помощью стопометра измерялись: длина стопы - расстояние между пяточной и конечной точками, ширина стопы - расстояние между плюсневыми точками, высота медиальной части продольного свода стопы (расстояние от опорной поверхности до бугристости ладьевидной кости), а также высота подъема стопы (расстояние от опорной поверхности до наиболее высокой точки тыльной поверхности ладьевидной кости).
В процессе работы нами учитывалась взаимосвязь показателей высоты свода и длины стопы.
Увеличение показателей высоты свода стопы вызывает одновременное уменьшение ее линейных размеров, а опускание свода сопровождается увеличением длины самой стопы. Поэтому даже минимальные изменения этих показателей, не наблюдаемых при визуальном осмотре, является важной регистрируемой величиной, объективно отражающей реальные биомеханические особенности стопы. Для этого числовая величина высоты свода стопы представляется числителем, а длина стопы - знаменателем.
Отношение высоты свода к длине стопы рассчитывалось по методу М. О. Фридлянда и вычислялся индек