Ви є тут

Економічна оцінка інноваційних управлінських рішень в енергетиці

Автор: 
Частококоленко Ірина Павлівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U000462
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННЫХ
РЕШЕНИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА СТАБИЛИЗАЦИЮ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА
2.1. Показатели и критерии оценки инновационных решений
с учетом их взаимосвязей
2.1.1. Инновации как структурный элемент системы
стабилизационных решений и их классификация
Как отмечалось выше, инновационная деятельность рассматривается в качестве основы реализации модернизационных проектов [64], масштаб которых может быть различным. Однако реализация крупномасштабных проектов такого рода, требующая привлечения значительных материальных ресурсов и времени для своего осуществления, является поэтапной. Одним из этапов является стабилизационный, который в наибольшей мере отвечает переходному состоянию экономики Украины и других стран СНГ. Целью стабилизационного этапа является замедление деструктивных процессов и, по возможности, их устранение с последующим созданием условий для экономического роста. На данном этапе определенный результат может быть достигнут в рамках располагаемых ресурсов (весьма ограниченных) посредством рациональной реализации комплекса взаимосвязанных СТР, фрагмент которых применительно к электроэнергетике приведен в табл. 2.1 [77, 83].
Как видно из табл. 2.1 и рис. 2.1, большинство из СТР, реализуемых в рамках отрасли, могут рассматриваться как нововведения, в большинстве своем имеющие технологическое содержание.

Таблица 2.1
Содержание СТР [77,83]
СТРСодержаниеО1*Организационно-экономические и технические мероприятия по обеспечению надежности работы действующих энергообъектовО2Усовершенствование структуры генерирующих мощностейО3Внедрение эффективных технологий сжигания низкосортного топливаО4Оптимизация режимов работы энергооборудования (включая автоматизированный учет и управление энергопотреблением)О5Организационные и технические мероприятия по сокращению расхода топлива, электроэнергии и теплаО6Увеличение объема производства, отпуска и реализации энергииО7Организация эффективного коммерческого взаимодействия энергопредприятий, а также регламентация деятельности посредников с целью сокращения потерь прибылиО8Накопление средств в целевых отраслевых фондах за счет увеличения объема прибыли и применение рациональных процедур привлечения и использования заемных средствО9Стабилизация режима взаиморасчетов с поставщиками, бюджетами и кредиторамиРIНормализация поставок топлива, оборудования, запчастей, материаловРIIIКонтроль и обеспечение использования потребителями правил пользования электрической и тепловой энергиейГII.1Законодательная поддержка решений по развитию СЭ и их обеспечению финансовыми ресурсамиГII.2Нормативно-правовая защита объектов СЭ от хищений и разрушенияГII.3Формирование централизованных стабилизационных фондов
* В обозначениях СТР, приведенных в табл. 2.1, отображена классификация, согласно которой О соответствует отраслевому уровню, Г - общегосударственному, Р - региональному (местному), I - производствам, обеспечивающим деятельность энергетического комплекса, II - законодательному и нормативно-правовому регулированию, III - уровню потребления продукции и услуг.

Эффективность указанных нововведений, которые могут быть названы ТИ, зависит от реализации других, поддерживающих СТР, некоторые из которых также могут рассматриваться как нововведения, но не технического, а, например, нормативно-правового содержания. Таким образом решение задачи стабилизации (так же, как и последующей крупномасштабной модернизации) требует взаимосогласованной реализации комплекса взаимосвязанных СТР, обеспечивающих взаимную информационную, организационную и ресурсную поддержку. Указанные нововведения могут быть соответствующим образом классифицированы с учетом известных признаков, рассматриваемых, например, в [140, 141].

Производственно-технические инвестиции в большинстве случаев ориентированы на реализацию инноваций. Серьезные инновации (особенно в капиталоемких энергетических отраслях) невозможны без крупных инвестиций, а эффективные инвестиции - без инноваций. На предприятиях могут быть денежные средства, но отсутствуют инвестиции из-за отсутствия инновационных объектов их приложения. Эффективность же и риск производственно-технических инвестиций тесно связаны со структурой инноваций. Как правило, масштабные инновационные процессы являются высоко капиталоемкими, потому что практически любое более или менее серьезное новшество не может быть внедрено в одной изолированной подсистеме, и для успешной его реализации требуется взаимодействие большинства других подсистем организационно-экономического процесса [140], что и показано, в частности, на рис. 2.1. Внедрение нового продукта, как правило, требует изменения технологии и организации производства, применения новых систем стимулирования труда и других кардинальных нововведений. Все это требует инвестиций по всей цепочке нововведений. Незначительные изменения, осуществляемые в социально-экономических и других системах, в силу вышеприведенных доводов не являются в полном смысле инновациями. Анализ сущности инноваций и различных подходов к их классификации [140] предусматривает деление на следующие группы по:
­ сфере приложения (научно-технические, организационно-экономические и социально-культурные инновации);
­ характеру удовлетворяемых потребностей (инновации, создающие новые потребности и развивающие существующие);
­ предмету приложения (инновации-продукты, инновации-процессы, инновации-сервис, инновации-рынки);
­ степени радикальности (базисные, системные, прирастающие);
­ глубине изменений (инновации, ориентированные на: регенерирование первоначальных свойств, количественные изменения, адаптивные изменения, новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род техники);
­ причинам возникновения (стратегические и реактивные - адаптивные),
­ характеру воздействия на рыночно-технологические возможности фирмы (архитектурные, революционны