Ви є тут

Регулятивно - креативна функція традиції в етнокультурі ( на матеріалі досвіду кримськотатарського народу).

Автор: 
Бекірова Лейля Сафетівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U004357
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
КРЕАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ТРАДИЦИИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Современная культурология об этносе и традициях.

Несмотря на не угасающий интерес мыслителей к проблеме традиции, вплоть до середины ХVIII века традиция как специфическое явление все же не смогла стать предметом специального умозрения. Это объясняется, с одной стороны, многовековым господством религиозного сознания, для которого истинный творец - тот или иной бог, и идеальное, истинное бытие самого человека полагается на небе, а не в созданной им "второй природе" - культуре, с другой же стороны, тем что философское представление о культуре не могло сложиться до тех пор, пока обобщающая способность человеческого мышления ограничивалась операциями механического, чисто "суммативного" характера. В результате утверждается подход, который рассматривает обычаи и традиции в литературно-историческом и этнографическом аспектах. Между тем необходимость в философском осмыслении как культуры вообще, так и традиций в частности, могла возникнуть только тогда, когда в ней стали усматривать некую целостность, объединяющую разнородные элементы, и, соответственно, начали искать сверхсуммативные законы ее строения.
Во второй половине 18 века и особенно в первой половине 19 веков в науку о природе стала пробивать себе дорогу идея эволюционизма, в противоположность библейско-церковной креационистской догме о неизменяемости всего того, что возникло в результате божественного акта творения. Одну за другой эволюционизм одерживал победы в астрономии, физике, биологии. Постепенно идеи развития стали проникать и в область человеческой истории. Это позволило многим ученым заниматься не только сравнительным описанием обычаев и традиций отдельных стран и народов, но и приступить к этнологическим изысканиям. Среди этих ученых выделяется англичанин Эдуард Тайлор (1832-1917), который был основоположником эволюционной школы в истории культуры. Эволюционная школа складывается тогда, когда широчайшее распространение получила, под влиянием О.Конта и его последователей, позитивистская недооценка философии, а стало быть диалектики, трактовки ее как донаучной ступени в умственном развитии человечества.
Если Аристотель стал первым энциклопедистом в сфере природы, то Тайлора можно назвать первым энциклопедистом в сфере изучения культуры народов, нравов и обычаев. Его перу принадлежит более 250 работ. Основные идеи Тайлора как эволюциониста были изложены в книге "Первобытная культура" [245]. Одна из важных тем исследования Тайлора - пережитки в культуре. Пережитком Тайлор называл "живое свидетельство или памятник прошлого". Традиции и обряды, он, также относил к пережиткам. Генетический анализ позволил ему объяснить происхождение целого ряда поговорок, пословиц, обычаев, игр, этикетных правил. Как оказалось, у них древняя история, но если изначально они имеют мифологическое содержание, наделяются магическим смыслом, то со временем все более преобретают метафорических характер, переходят в область поэзии, Это позволило сделать очень интересный вывод: для понимания современного состояния культуры нельзя не обращаться к древней и ранней культуре, какой бы примитивной и алогичной она не была. К примеру, существующее до сегодняшнего дня среди англичан и ряда других европейских народов поверье в то, что супружества, заключенные в мае, бывают несчастливы, Тайлор объясняет тем, что на этот месяц приходились погребальные обряды Лемуралий. Следовательно, люди продолжают верить в то, что "в мае брак ранней смертью грозит" [там же, с.66].
Подобно другим эволюционистам Тайлор считал, что все явления культуры - материальные объекты, верования, обычаи и т.п. - составляют такие же виды, как виды растений и животных, и так же как они, развиваются один из других. Значит, историк культуры должен применять ту же методику, что и естествоиспытатель: систематизировать культурные явления по видам, располагать эволюционными рядами - от более простых к более сложным и прослеживать их процесс - процесс постепенного вытеснения менее совершенных видов более совершенными. Тайлор убежден, что если в биологии эволюция видов остается только гипотезой - ее никто непосредственно не наблюдал, - то в культуре развитие очевидно: можно проследить усовершенствование того или иного орудия труда, усложнение (или упрощение в случае регресса) обряда, обычая, мифа. В этой методике самым неудачным было признание эволюционнных рядов независимыми друг от друга. На деле все явления культуры так или иначе связаны между собой и должны изучаться системно.
Эволюционистский (или "сравнительно-этнографический") метод, примененный патриархом английской этнографии Э.Тайлором, оказал глубокое воздействие и на Дж.Фрезера (1854-1941), английского этнолога и религиоведа, широкую известность, которому принесла книга "Золотая ветвь" [268].
"Золотая ветвь" - это исследование, в котором возведение одного мифа к одному конкретному обряду служил связующий нитью для описания целого Монблана обрядов различных времен и народов. При этом Дж. Фрезер миф истолковывал не как сознательную попытку объяснения окружающего мира, а как слепок магического ритуала. В результате, исходя из основного постулата эволюционистов о единстве человека и окружающей его культуры, Фрезер выдвигает гипотезу, что магия предшествовала религии, которая легла в основу ставшей знаменитой теории "магии и религии". Фрезер утверждает, что "Первобытный человек" вначале верит в свою способность воздействовать на окружающую природу путем "симпатической магии". Позже, начав сомневаться в этой своей способности, он приходит к выводу, что предметы и явления природы подчиняются воле духов и богов, к которым он стал обращаться с молитвами - "стадия религии". Но со временем "стадия религии" сменится "стадией науки". Человек познает законы природы и овладевает ими. В то же время, Фрезер усматривал некую формальную общность между магией и наукой: та и другая исходят из представления о неизменности течения при