Вы здесь

Інструктивно-художній матеріал в системі формування майстерності кларнетиста

Автор: 
Буркацький Зіновій Павлович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2004
Артикул:
0404U004599
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ КЛАРНЕТИСТА-ВИРТУОЗА В НАПРАВЛЕННОСТИ НА РЕПЕРТУАР ВЫСШЕГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА.......81
2.1. Инструктивные этюды как средство овладения виртуозной
техникой в экспериментальной работе кафедры духовых и ударных инструментов Одесской государственной музыкальной академии имени А.В.Неждановой......................................81
2.2. Характерные виды техники в кларнетных произведениях
классицизма и романтизма .............................................91
2.3. Кларнетный репертуар в ХХ веке и современности .............132
ВЫВОДЫ ........................................................................159
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................166
ПРИЛОЖЕНИЕ А..............................................................181
ПРИЛОЖЕНИЕ Б...............................................................203

ВСТУПЛЕНИЕ
Проблемы совершенствования исполнительского мастерства существуют столько, сколько живет исполнительство как развивающееся и обновляющееся качество инструментальной игры. Соответственно инструктивно-художественные жанры, которые сложились в связи с востребованностью практики обучения, на каждом следующем витке исторической эволюции осознаются в новом стилевом облике, соответствующем сложившимся художественным условиям бытия музыкального искусства. В области кларнетной техники, в исторической перспективе ее рассмотрения, вопросы овладения мастерством виртуоза получают новый смысл на переломе XX-XXI веков, в соответствии с внутренними изменениями музыкального мира в целом. За 300-летие существования кларнета накоплен достаточно обширный в количественном отношении и разнообразный по качеству инструктивно-художественный материал. Однако продолжается отбор и накопление художественных средств, которые устанавливают показатели виртуозной техники, исполнительского мастерства на уровне требований сегодняшнего дня, видоизменяя критерии полезности инструктивно-художественных жанров.
Актуальность темы диссертации определяется установкой на виртуозность, которая свойственна Одесской кларнетной школе, обеспечивающей, наряду с другими школами Украины, достойный выход ее воспитанников на международные конкурсы, а также на исполнительскую деятельность в самых престижных концертных залах Европы и других континентов. Диссертация содержит обобщение опыта кларнетистов Одессы (в том числе, автора данной работы), которые, в свою очередь, являются наследниками школ исполнительского мастерства музыкальных центров бывшего Союза.
Предметом исследования являются сборники инструктивных этюдов для кларнета в аспекте отбора из них оптимального комплекса средств для развития виртуозной техники и выявления ее обусловленности художественными задачами современности. Для анализа также избраны произведения для кларнета высшего исполнительского мастерства, которые представляют собой стилевые эталоны виртуозной игры кларнетиста.
Целью работы является систематизация инструктивно-художественного материала в конкретной направленности на выработку тех или иных элементов виртуозной кларнетной техники. Это позволяет систематизировать инструктивно-художественный материал как средство овладения этого рода техникой.
Соответственно цели исследования ставятся следующие конкретные задачи:
1) рассмотрение концепции виртуозности и виртуозной техники в связи с особенностями кларнетного исполнительства и в сравнении с другими сферами инструментального и вокального исполнительства;
2) выдвижение концепции виртуозной техники как стилистически актуального компонента мастерства игры на кларнете;
3) исследование специфики кларнетной техники на основе данных научной литературы, а также опыта представителей одесской исполнительской школы, в том числе, и личного исполнительского и педагогического опыта автора данной работы;
4) анализ существующих инструктивно-художественных материалов и их оценка с позиций предложенной автором диссертации концепции виртуозной техники кларнетиста;
5) анкетирование студентов - участников проведенного нами эксперимента на кафедре духовых и ударных инструментов Одесской государственной музыкальной академии им.А.В.Неждановой с целью демонстрации результатов работы над инструктивными этюдами в процессе овладения различными элементами технического мастерства кларнетиста, а также описание результатов проведенных экспериментов;
6) анализ произведений высшего исполнительского мастерства кларнетиста, апробированных в учебной, конкурсной и концертной практике в качестве стилевых эталонов виртуозной игры кларнетиста, с соответствующими указаниями на инструктивно-художественные материалы, рекомендованные нами для подготовки этих произведений;
7) выявление штрихового и стилевого единства игровой техники как необходимой совокупности средств в системе формирования мастерства кларнетиста-виртуоза.
Методологической базой исследования является современный интонационно-исполнительский подход, начало которого заложено в работах Б.Асафьева, и который получил развитие в работах В.Холоповой и Е.Назайкинского, а также в музыковедении Украины, в том числе в работах Н.Давыдова, В.Апатского, И.Котляревского, К.Мюльберга и др.
Практическая ценность работы определяется ее непосредственной направленностью на учебный процесс. Предлагаются три авторских сборника инструктивных этюдов, содержание которых способно заложить основы виртуозной техники кларнетиста.
Материалы диссертации могут быть использованы в работе специального класса кларнета, в курсах теории и истории исполнительства на духовых инструментах, читаемых в средних и высших музыкальных учебных заведениях Украины.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Про розвиток пальцевої техніки кларнетиста // Музичне виконавство. Науковий вісник НМАУ імені П.І.Чайковського. Вип. № 3. - К., НМАУ, 1999. - С. 44-53.
2. Об основах пальцев