Ви є тут

Комплексна оцінка ефективності механізмів екологічного регулювання, спрямованих на забезпечення сталого розвитку території

Автор: 
Караєва Наталія Веніамінівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U004836
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1. Структура механизмов экологического регулирования

С целью обоснования правомерности использования в нашей работе термина "механизмы экологического регулирования" необходимо конкретизировать понятие "экологическая безопасность".
По мнению Е.В. Хлобыстова [105, с. 17], "все факторы, влияющие на состояние экологической безопасности, разделяются на две основные категории: природные и техногенные, и поэтому для дальнейшей конкретизации определенных факторов формирования экологической безопасности необходимо употреблять понятия "природно-экологическая безопасность" и "техногенно-экологическая безопасность"". Именно данный подход к конкретизации понятия "экологическая безопасность" позволяет нам в практическом значении рассматривать механизмы экологического регулирования как комплекс природоохранных стабилизационных мероприятий, который включает не только общепринятые инструменты механизма экологического регулирования, направленные в значительной степени на обеспечение природно-экологической безопасности, но и производственно-технологические мероприятия. В общем представлении под стабилизационными мероприятиями, согласно [106, с. 204], подразумевается комплекс технологических и организационно-управленческих мер, согласованное осуществление которых либо полностью устраняет влияние дестабилизирующих факторов на объекты и системы народнохозяйственного комплекса, либо существенно ограничивает ухудшение показателей их функционирования.
Следует заметить, что в природоохранный комплекс стабилизационных мероприятий предлагается включать и научно-исследовательские мероприятия, так как обеспечение техногенно-экологической безопасности в значительной степени зависит от процесса экологизации экономического развития, в первую очередь, - технологического и инновационного. Как подчеркивает Е. Лапко [60, с. 195], экологизация технологического развития, определяемая автором как "специфическая форма научно-практической деятельности, основной целью которой является переход к биосферосовместимому типу технологического развития на основе комплексного использования природных ресурсов, снижения ресурсоемких производств", невозможна без экологизации инновационной деятельности.
В Законе Украины "Про інноваційну діяльність" [107] понятие "инновации" определяется как новообразованные (примененные) и (или) усовершенствованные конкурентоспособные технологии, продукция или услуги, а также организационно-технологические решения производственного, административного, коммерческого или другого характера, которые существенно улучшают структуру и качество производства и (или) социальной сфере. Первым рассматривал инновацию как экономическую категорию Й. Шумпетер еще в начале ХХ века, при этом, автор понимал инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом [108]. Классификация инноваций, предложенная Й. Шумпетером, предусматривает пять типов (видов) инноваций: внедрение новых товаров, внедрение новых методов производства, создание новых рынков сбыта, доступ к новым источникам снабжения сырьем или полуфабрикатами и реорганизация структуры управления.
Законом Украины от 18.09.1991 г. "Про інвестиційну діяльність", инновационная деятельность определена как одна из форм инвестиционной деятельности, которая включает: финансирование фундаментальных исследований для осуществления качественных изменений в состоянии продуктивных сил; разработку и внедрение новой ресурсосберегающей технологии, направленной на улучшение социального и экологического положения страны и т.д. [109].
Как считает В.О. Гусев [110], система индикаторов и показателей инновационного потенциала должна стать ориентиром формирования и реализации политики инновационного развития экономики.
Из вышеизложенного следует подчеркнуть, что экологизация народнохозяйственного комплекса должна интегрировано осуществляется в двух направлениях. Согласно [61, с. 17], первое - это комплексная экологизация всего производства, которая предусматривает применение экологически чистых видов топлива, технологий, высокоэффективного природоохранного оборудования. Второе направление предусматривает экологизацию всей системы управления производственным комплексом путем учета экологического фактора в ее структурных элементах.
Таким образом, решение экологических проблем в Украине возможно в результате реализации механизмов экологического регулирования, под которыми в практическом значении мы рассматриваем совокупность научно-технологических и организационно-управленческих стабилизационных природоохранных мероприятий, согласованное осуществление которых либо полностью устраняет влияние дестабилизирующих факторов на объекты и системы народнохозяйственного комплекса, либо существенно ограничивают ухудшение показателей их функционирования.
Учитывая необходимость комплексного применения научно-технических и организационно-управленческих природоохранных мероприятий и многоаспектность проблематики экологического регулирования, рассмотрим их состав с учетом различий в содержании, назначении и уровне функционирования. Структура и содержание стабилизационных природоохранных мероприятий (ЭСТМ) приведена на рис. 2.1.

Основным элементов данного комплекса ЭСТМ является организационно-управленческие мероприятия. В практике мировых сообществ используются два возможных механизма реализации организационно-управленческих мероприятий: 1) прямое регулирование, связанное с воздействием государства - нормативно-правовые, административно-контрольные меры и т.д.; 2) экономическое стимулирование, связанное с развитием рыночных механизмов.
При этом следует отметить, что соотношение административно-контрольных и экономических рычагов экологического регулирования, состав и с