Ви є тут

Рівень оподаткування доходів підприємств та його вплив на їх економічну діяльність

Автор: 
Хайтова Тетяна Анатоліївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U000540
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ В УКРАИНЕ
2.1. Формы налогообложения предприятий в Украине
Исследование состава налоговой системы Украины свидетельствует, что в целом в
нашем государстве создана достаточно современная налоговая система. У нас
применяются основные виды налогообложения: подоходное налогообложение
юридических и физических лиц, налог с владельцев транспортных средств,
земельный налог, местные налоги и сборы, значительное место занимают налоги на
потребление: НДС, специфические акцизы, пошлина. По данным Министерства
Финансов [2 Оперативные данные] Украины в 2004 году наибольший удельный вес в
составе ВВП занимали прямые налоги: налог на прибыль - 5,4% и налог с доходов
физических лиц - 4,4%. Основные виды непрямых налогов - НДС и акцизный сбор
составляют соответственно 5,6 и 2,2%. Общая доля налоговых поступлений в
составе ВВП за указанный период по сравнению с предыдущим годом возросла
примерно на 5 процентных пункта.
Несмотря на то, что статья 67 Конституции Украины предусматривает обязанность
каждого юридического и физического лица уплачивать налоги и сборы в порядке и
размерах, установленных законом, в нашей стране имеют место случаи массового
уклонения от уплаты налогов. Одной из причин сокрытия объектов налогообложения
принято считать чрезмерную налоговую нагрузку на юридических лиц - субъектов
предпринимательской деятельности. Облегчение налогового бремени может
способствовать экономическому росту, так как уменьшение налогов позволит
хозяйствующим субъектам больше средств направить на развитие производства. При
этом важно не допустить снижения доходов бюджета, поскольку в противном случае
придется сокращать государственные расходы, либо столкнуться с опасностью
инфляции, которая обесценивает оборотные средства предприятий и денежные доходы
населения.
Уклонение от уплаты налогов является одним из наиболее вредных хозяйственных
преступлений. Во-первых, данным деянием нарушается формирование финансовых
поступлений в государственный бюджет, и государство, таким образом, не может
выполнить своих функций. Во-вторых, вся социальная сфера недополучает
финансовое обеспечение, поскольку именно из бюджета страны финансируются
расходы на образование, здравоохранение, культуру, оборону и т.д. И, в-третьих,
субъекты неуплаты налогов получают неоправданную прибыль и имеют возможность
потеснить с рынка товаров и услуг своих законопослушных конкурентов [140].
Рассматривая налоговое бремя как причину развития ''теневой'' экономики
необходимо отметить, что плательщики скрывают свои доходы от налогообложения,
как правило, в том случае, если стоимость сокрытого ими дохода является более
низкой по сравнению с выгодами, которых они могут достигнуть благодаря этому
сокрытию, что отражается следующей формулой [170, с.163]:
Вte + Вcc > Сe +Сh + piСr +Сtm , где:
Вte – размер налога, от уплаты которого уклоняются;
Вcc – сохраненная стоимость выполнения налогового законодательства;
Сe – прямые расходы на уклонение (затраты на операции с денежной наличностью,
на сокрытие запасов и объемов продаж, на ведение двойного бухгалтерского
учета);
Сh - расходы на сокрытие уклонения (затраты на устранение возможных
шантажистов, на взятки налоговым инспекторам и мафии);
р - риск быть пойманным;
Сr - стоимость риска, зависящего от штрафных санкций, вероятности тюремного
заключения и от того, как лицо воспринимает эти виды наказания;
i - степень уверенности в наказании, что зависит от неподкупности чиновников;
Сtm – налоговая этика (личный дискомфорт – зависит от того, в какой степени
лицо ощущает себя виновным в неуплате налогов, насколько сильны будут
переживания по этому поводу; влияние окружения – зависит от того, делают ли то
же самое друзья, родственники, коллеги).
Масштабы сокрытия доходов от налогообложения в Украине свидетельствуют о том,
что стоимость их сокрытия является более низкой по сравнению с выгодами. Анализ
составляющих этой стоимости свидетельствует о том, что повлиять на поведение
налогоплательщика, то есть, на его намерения сокрыть доходы можно только путем
снижения налоговых ставок, обеспечения размера финансовых санкций за нарушение
действующего законодательства в размере, превышающем сумму налогового платежа;
повышения эффективности работы налоговой службы по выявлению фактов уклонения
от налогообложения, обеспечения неизбежности наказания в случае выявления таких
фактов, повышения налоговой этики.
Значительную часть доходов сводного бюджета Украины в 2004 году составляют
несколько наиболее крупных налогов: налог на добавленную стоимость (26,5%),
налог на прибыль и налог на доходы физических лиц (соответственно 25,6% и
21,0%), а также акцизный сбор (10,6%) и таможенная пошлина (6,4%).
В теории налогообложения разделение налогов на прямые и косвенные является их
главным классификационным признаком. Рассмотрим основные виды налогов,
уплачиваемые украинскими предприятиями.
Налог на добавленную стоимость впервые был введен в Украине Законом Украины от
20.12.1991г., несовершенство которого обусловило принятие Декрета Кабинета
Министров Украины 26.12.1992г. ''О налоге на добавленную стоимость'',
просуществовавшим до 03.04.1997г.
НДС представляет собой универсальный акциз и является технически наиболее
совершенной формой непрямого налогообложения доходов субъектов
предпринимательской деятельности. Уже в первый год своего существования
поступления НДС обеспечили 40% доходов сводного бюджета Украины. В 1993 году
этот показатель составил 34%, в 1994-1995 годах НДС несколько опередил налог на
прибыль. В 1996-1999 годах НДС остался самым существенным источником доходов
государства.
Необх