Ви є тут

Антикризове управління машинобудівним підприємством

Автор: 
Тельнова Ганна Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
3406U000900
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Глава 2.
Особенности диагностики банкротства предприятий в Украине
2.1. Механизм государственного регулирования процессов банкротства и санации
отечественных предприятий
Процедура банкротства в Украине регулируется рядом законодательных и
нормативных актов. В 1992 г. был принят Закон Украины «О банкротстве». Однако
он имел ряд недостатков, что побудило в дальнейшем принять ряд дополнительных
нормативных актов. Одними из последних таких актов являются внесение изменений
в Закон в редакции «Закон Украины «О возобновлении платежеспособности должника
или признании его банкротом», принятый в августе 1999г., и ряд последующих
изменений. В результате эволюции законодательства о банкротстве предприятий, в
нем все больше внимания уделялось оздоровительным процедурам, а не ликвидации
предприятий. В общем законодательство о банкротстве должно выполнять следующие
основные функции:
предупреждать непродуктивное использование активов предприятия;
реабилитировать предприятия, которые оказались на грани банкротства, имеющие
резервы для успешной финансово-хозяйственной деятельности в будущем. Как
правило, такая реабилитация предусматривает финансовую санацию;
содействовать наиболее полному удовлетворению претензий кредиторов.
До принятия нового законодательного акта о банкротстве в Украине все внимание
было сконцентрировано на ликвидационных процедурах. При этом возможность
санации предприятия при возбуждении дела о банкротстве не была достаточно
урегулирована. Новое законодательство предусматривает больше возможностей для
возобновления платежеспособности должника как до, так и после возбуждения дела
о банкротстве. Согласно статье 1 Закона Украины «О банкротстве» 1992 г. под
банкротством понимают связанную с недостаточностью активов в ликвидной форме
неспособность юридического лица удовлетворить в установленный для этого срок
предъявленные к нему кредиторами требования и выполнить обязательства перед
бюджетом.
Введение в 2000 г. Закона «О возобновлении платежеспособности должника или
признании его банкротом» разграничило такие понятия как неплатежеспособность и
банкротство.
Неплатежеспособность определяется, как неспособность субъекта
предпринимательской деятельности выполнить после наступления установленного
срока их уплаты денежные обязательства перед кредиторами, в том числе по
заработной плате, а также выполнить обязательства по уплате налогов и сборов
(обязательных платежей) не иначе как через возобновление платежеспособности.
Банкротство - признанная хозяйственным судом неспособность должника возобновить
свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов
не иначе как через применение ликвидационной процедуры.
Кроме внесения данного уточнения, изменился также и порядок проведения дела о
банкротстве (рис. 2.1 и 2.2) [132, с. 259 - 260]. А с введением Хозяйственного
кодекса, дела о банкротстве стали рассматриваться в хозяйственных судах.
Проведем сравнение законодательных актов на основных этапах осуществления
процедуры банкротства.
а) Основание и порядок предоставления заявления о возбуждении дела о
банкротстве.
Рис. 2.1 Порядок проведения дела о банкротстве предприятия согласно Закону «О
банкротстве» 1992 года
Рис. 2.2 – Порядок проведения дела о банкротстве согласно Закону 1999 года
Дело о банкротстве возбуждается по письменному заявлению одного из кредиторов
должника, органов налоговой службы или контрольно-ревизионной службы,
работников предприятия в хозяйственный суд при наличии соответствующих
оснований.
Дело о банкротстве возбуждается хозяйственным судом в том случае, если
бесспорные требования кредиторов к должнику составляют не менее трехсот
минимальных размеров заработной платы и не были удовлетворены должником на
протяжении трех месяцев после установления, тогда как согласно прежнему Закону,
кредитор мог обратиться с заявлением о признании должника банкротом, если
последний не мог удовлетворить предъявленные ему претензии на протяжении одного
месяца.
Таким образом, можно выделить следующие отличия рассматриваемых законодательных
актов:
а) в новом законе оговорена минимальная сумма требований кредиторов, не
удовлетворенная должником;
б) изменен срок, по истечении которого кредитор имеет право обратиться в суд с
заявлением о возбуждении дела;
в) изменен характер случая, после которого кредитор имеет право обратиться с
заявлением (3 месяца с дня, установленного для выполнения обязательств, вместо
одного месяца после определения претензионных требований).
Кредитор может обратиться в суд только в случае неплатежеспособности должника.
Законом оговорено, что кредиторами могут быть физические и юридические лица,
имеющие подтвержденные соответствующими документами требования к должнику.
б) Утверждение возбуждения дела о банкротстве.
Судья, принявший заявление о возбуждении дела о банкротстве, не позднее, чем на
пятый день выносит утверждение о возбуждении дела о банкротстве. В нем должно
быть обозначено:
принятие заявления к рассмотрению;
утверждение процедуры распоряжения имуществом должника;
назначение распорядителя имущества;
мероприятия, направленные на обеспечение денежных требований кредиторов;
утверждение моратория на удовлетворение требований кредиторов;
дата проведения подготовительного заседания суда.
После назначения распорядителя имущества, права и обязанности которого будут
рассмотрены позже, органы управления должника не имеют права принимать решения
по следующим направлениям:
1) реорганизация и ликвидация должника;
2) образование юридических лиц, филиалов и представительств;
выплата дивидендов;
проведение эмиссии ценных бумаг;
выход из состава участников должника.
Орган управления должник