Ви є тут

Дитинство і Дитячість у філософсько-антропологічному контексті

Автор: 
Українець Лілія Вікторівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
3406U004293
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
«ДЕТСКОСТЬ» КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МОДУС
2.1. «Детскость»: траектория исследования или «ризома» как модус, пространство
«Детскости»
Известно, что ответ на основной вопрос философской антропологии «что такое
человек?» не найден, и не может быть найден, ибо невозможно установить пределы
человеку. Ответить на этот вопрос – ограничить человека, который на протяжении
эволюции всегда находился в состоянии поиска себя. Он искал своё Я в природе,
священном, в Другом, т.е. в ином. Ему необходимо время, чтобы «вырасти»,
осознать, решиться на поступок определения самого себя, стать открытым для
себя. Чтобы в полном объёме «быть» (реализоваться), ему необходимо меняться.
Жизнь человека – это постоянный выбор: стать личностью, обрести свою
«взрослость» или нет. Ему дано слепить себя самому, для этого он должен стать
проблемой для себя самого. Образ Взрослости, а точнее, путь к ней
просматривается в трёх превращениях Ницше. Сначала человеку необходимо стать
верблюдом, взвалить на себя тяжести, ношу, бремя жизни, ответственность за себя
и за Другого. Сделать это надо так, чтобы ноша не раздавила несущего. Второй
этап в восхождении «к себе» – когда верблюд становится львом, желает
освободиться, обрести свободу, чтобы быть господином в своей собственной
пустыне, путём постепенного освобождения от чужих нош. Другие же, со своей
стороны, должны произвести снятие своих нош с уже несущего, таким способом
освободив его и обретя себя в своей пустыне. И последнее – третье –
превращение: лев становится ребёнком, т.е. игрой, новым начинанием, ибо
создание ценностей не подвластно льву. Для созидания необходимо быть ребёнком.
Дитя, пишет Ницше «…есть невинность и забвение, новое начинание и игра,
самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения» [98, с.
19]. Как эксплицирует Ж. Делёз, само катящееся колесо есть чистое,
незамутнённое, «высокое созвездие Бытия» [45, с. 52]. В ребёнке заключено
созидание, святое слово, собственная воля. Ибо, чтобы созидать, необходимо
волеть. В нашем контексте, прохождение всех этапов, превращений, с сохранением
последнего означает восхождение, достижение Зрелости.
Только через самопознание, анализ своей ситуации, своего существования,
обнаружение своей Детскости возможно нахождение выхода, т.е. своего пути в
обретении высшего существования, существования в другом, Зрелом качестве. Как
пишет К. Ясперс, «увидеть ситуацию означает начать господствовать над ней»
[213, с. 301]. Человек свободен. Он может сделать выбор: остаться в своей
Детскости в том или ином виде, выйти за её пределы, или со/существовать с ней.
Ответить, будет ли она владеть, управлять им, либо индивид подчинит её себе.
Чтобы произвести выбор, необходимо осознать своё нахождение в Детскости. Если Я
осознаю, следовательно, Я могу. В силах человека выбрать пределы допустимого и
не допустимого существования в Детскости. Для выхода из неё человеку необходимо
освоить способность выходить за собственные пределы. «Знание своего мира –
единственный путь, на котором можно достигнуть сознания всей величины
возможного, перейти затем к правильному планированию и действенным решениям…»,
– пишет К. Ясперс [213, c. 304].
В ходе анализа мы попытаемся показать возможные варианты, аспекты данного
явления, выявить, вычленить Детскость человека, вытолкнув её на поверхность
бытия. Целью данного раздела становится дальнейший анализ, демонстрация,
осмысление «Детства», и в частности Детскости (как интегрального его элемента),
как антропологической константы, сопровождающей человека всё его существование,
в тех или иных ситуациях, в социуме, трансформирующейся в модусы существования
человека. Основная идея, пронизывающая пребывание в «Детстве и Детскости» как
отдельного индивида, так и массы – людей, это идея зависимости. Человек может
попадать в ту или иную ситуацию зависимости, зависимого, может одетствляться из
вне, т.е. быть поставленным в ситуацию ребёнка внешними силами, либо быть
автором своей зависимости (как будет показано далее).
В ходе истории, как мы отмечали ранее, человек выходил из «незрелости»
постепенно. Сначала он перестал отождествлять себя с природой, отделив своё «Я»
от окружающего мира. Следующий этап взросления стал более затяжным, занял более
длительный период времени (вплоть до наших дней). Человек перестал
отождествлять себя с Другим, где его вторым «Я» выступал ребёнок. Освобождение
от проективных реакций позволило ему стать на путь взрослости, выйти на встречу
своей Зрелости, обрести, осмыслить себя, как отдельное, самостоятельное
существо. Человек дифференцировал своё «Я» на «Я» и «Другой». Однако Детскость
индивида много шире, она многогранна, многолика и сохраняет своё присутствие в
той или иной форме на всех уровнях человеческого существования [144].
Рождение – это конечный результат внутриутробного развития человека, в
результате которого то, что было скрыто, потенциально, явилось на свет,
актуализировалось, хотя ещё и не в полном объёме. В результате, «плод» стал
видимым, обозреваемым и для себя и для других. Нечто подобное происходит и со
взрослостью, зрелостью человека, в её разнообразии аспектов, проявлений. Она
может родиться, выйти на поверхность бытия, актуализироваться. Но может
«застыть» на начальных стадиях развития, остаться в Детскости. Под «ростом»
индивида мы будем понимать процесс, начинающийся с момента зарождения жизни,
претерпевающий в ходе её развития трансформации, изменения, сопровождающий
человека, присутствующий на протяжении всей его жизни. Рост есть интенция к
актуализации человеком самого себя [89]. Кафка считал, что р