Вы здесь

Організаційно-економічні чинники розвитку нафтопереробної галузі

Автор: 
Мамзелєв Дмитро Вікторович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2007
Артикул:
3407U000985
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

ГЛАВА 2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА СТРУКТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ
2.1. Структурная трансформация предприятий нефтеперерабатывающей отрасли.
Реструктуризация отраслей, относящихся к сфере природных монополий, продиктована, преимущественно, требованиями повышения эффективности всего экономического комплекса.
Ситуация, которая сложилась в ТЭК Украины в начале 90-х годов, характеризовалась общим падением производства, неэффективным использованием энергоресурсов, энергозатратными технологиями на фоне финансового кризиса, вызванного непогашением задолженности за потребленные предприятиями и населением энергоресурсы, несбалансированными тарифами и т.д.
Именно низкая эффективность и отсутствие конкуренции в отрасли заставили правительство пойти на перемены, связанные с проведением глобальных реформ в сфере природных монополий, непосредственное отношение к которым имеет и нефтеперерабатывающая отрасль.
Основной целью экономических реформ в энергетике является привлечение инвестиционных ресурсов через приватизацию, что должно способствовать созданию конкурентной среды, демонополизации рынка и повышению эффективности производства.
Процессы приватизации в Украине регулировались законодательством по вопросам приватизации, которое строилось как отдельная составляющая правовой сферы.
В соответствии с действующим законодательством Украины, объекты энергетики могут функционировать в различных формах собственности. Законом Украины "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации" [17] был утвержден список объектов, которые находятся в государственной собственности и не подлежат приватизации. Целью принятия данного закона являлось сохранение целого ряда стратегических объектов как гарантии энергетической безопасности Украины.
Согласно перечню, приватизации не подлежали атомные электростанции, гидроэлектростанции, газотранспортные и нефтетранспортные системы, имущество межрегиональной системы электросетей, имущество диспетчерского и технологического управления единой энергетической системой, стратегические водохранилища с защитными сооружениями, отраслевые научные учреждения, проектные институты и прочие государственные стратегические предприятия и организации общегосударственного значения.
В 1992г. в Украине был принят ряд законов, посвященных приватизации ("О приватизации государственного имущества" [18], "О приватизации небольших государственных предприятий" [19], "О приватизации государственного жилищного фонда" [20] и др.), целью которых было урегулирование начинающихся процессов приватизации. Важным моментом являлось то, что при определении объектов, подлежащих приватизации, не всегда учитывалась экономическая целесообразность данного процесса.
Основному закону, регламентирующему механизмы приватизации государственных предприятий в стране в то время, были присущи некоторые отрицательные моменты: отсутствовал механизм взаимодействия между Фондом государственного имущества и сторонами, участвующими в процессе (отраслевые министерства, региональные ведомства), отсутствовал механизм приватизации холдинговых компаний, отсутствовало четкое описание функций Фонда по управлению корпоративными правами. Но, пожалуй, самым главным просчетом этого закона, являлось отсутствие механизма закрепления права собственности государства на долю акций приватизируемого предприятия за государством.
Последствия данного просчета наиболее чувствительны для экономики
именно сегодня. Государство практически полностью утратило контроль за нефтепереработкой, так как крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы Украины в настоящее время управляются частным компаниями, а государство практически лишено возможности экономическими методами регулировать ситуацию отрасли.
После приватизации практически всех крупнейших нефтеперерабатывающих заводов страны частными компаниями, а также после серии топливных кризисов, повлиять на которые государство было бессильно, на законодательном уровне были приняты определенные меры. В конце 2004г. был принят Закон "О приостановлении приватизации предприятий нефтеперерабатывающей промышленности Украины" [21].
Сегодня в Украине функционирует шесть крупных нефтеперерабатывающих заводов: Кременчугский, Херсонский, Одесский, Дрогобычский, Надворненский и Лисичанский.
Территориальное покрытие регионов Украины представлено на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Территориальная структура покрытия нефтеперерабатывающими мощностями (по материалам НТЦ "ПСИХЕЯ")
С началом процессов приватизации в промышленности Украины и приходом иностранных инвесторов, в первую очередь были приватизированы предприятия, представляющие наибольший коммерческий и стратегический интерес.
Структура собственности в отрасли на сегодняшний день выглядит следующим образом:
Кременчугский НПЗ - принадлежит ЗАО "Укртатнафта" (Фонду Госимущества Украины принадлежит 43% уставного фонда компании), производственные мощности - 18,62 млн. т. Остальные 57 % уставного фонда ЗАО "Укртатнафта" принадлежат российской компании "Татнефть", которая является одной из крупнейших компаний нефтегазового комплекса России. Компания является холдинговой структурой, в состав которой входят нефтегазодобывающие и перерабатывающие предприятия, нефтехимические предприятия, а также предприятия и сервисные производства, реализующие нефть, продукты нефтепереработки и нефтехимии на территории России, республики Татарстан, в ближнем и дальнем зарубежье. Кроме того, компания активно участвует в банковской и страховой деятельности.
Херсонский НПЗ - 60% акций принадлежат ЗАО "КазахОйл-Украина", 27,6% - ОАО "Группа Альянс" (Россия), 7,2% - институциональным инвесторам, 5,2% - физическим лицам (персоналу). Производственные мощности - 7,09 млн. тонн в год. Являясь вторым по величине пакета акционером, группа "Альянс" крайне заинтересована в усилении контроля над производственной деятельностью данного предприятия. Управляюща