Ви є тут

Особистість і форми її самореалізації.

Автор: 
Никифорова Лілія Анатоліївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U002118
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2.
СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ИНТЕГРАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНАНТА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

2.1. Личность и ее основания. Структура личности
Личность как понятие имеет длительную историю. Его содержание претерпело разного рода изменения, обозначая то маску, то человека низшего сословия, то индивидуальность. До сих пор нет и единого научного толкования этого понятия [231]. И хотя философы, психологи, историки, социологи всегда ставили личность на центральное место в своих многочисленных исследованиях, понимание личности в этих различных областях знания заметно отличается в связи с различиями в предмете изучения [174]. Сложность и широта круга проблем, охватывающих личность, делают это понятие и его содержание дискуссионным. Решения проблемы личности следует рассматривать в связи с другими определениями человека, с использованием данных смежных наук, с выходом за пределы узкодисциплинарного анализа [7].
Рассмотрим подробнее некоторые определения личности, укажем на признаки, которые присутствуют в личности или делают человека личностью.
Личность есть понятие социальное; в ней находит выражение все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личностью не рождаются, она возникает в результате культурного и социального развития. Личность - это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально-значимых свойств.
Личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Личность - это человек, у которого есть своя позиция в жизни (1); который сам сознательно выделяет себя из окружающего мира (2); проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, собранность и внутреннюю страстность (3); который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение (4). Именно эти черты личности выделял С. Рубинштейн.
В психологии считается, что личность - человек, достигший определенного уровня психического развития. Этот уровень характеризуется способностью воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии "Я". На этом уровне развития человек способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять ее и самого себя [25].
Сформулируем еще некоторые определения личности.
Личность - это социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Это определение характеризует личность со стороны ее социализации.
Личность - это структура ее конкретных, исторически обусловленных общественных отношений (экономических, правовых, политических, идеологических, нравственных, эстетических и др.), характеризующих ее место не только в обществе в целом, но и ее принадлежность к определенным группам. Здесь личность - это социальная единица, которая несет на себе характеристики социального целого.
Личность - это многомерная и многоуровневая, наиболее обобщенная психическая система жизнедеятельности человека. Она включает не только множество свойств, но и каждое свойство-обобщение связано с иерархизированной подсистемой относящихся к нему ситуаций, видов жизнедеятельности, в которых данное свойство проявляется. Это определение рассматривает личность как структурную организацию.
Вышеназванные определения личности выражают различие подходов к пониманию личности. Во-первых, под личностью понимают конкретного человека как члена общества, имеющего определенные права и обязанности, наделенного сознанием и достигшего определенного уровня развития; во-вторых, личность понимается как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. Некоторые авторы основной акцент делают на идеальности качеств (Г. Олпорт). То есть личность - это явление, производное от той широкой системы объективных связей, в которой она формируется. Например, у А. Петровского личность - это качество индивида, определяемое включенностью в общественные отношения и формирующееся в совместной деятельности и общении [162]. Личность едина с системой жизнедеятельности. В третьих, личность рассматривается в единстве индивидных и социальных характеристик (как, например у Б. Ананьева и А. Леонтьева). Наконец, личность рассматривается через систему ее черт (как это было у Р. Кеттелла и Г. Айзенка, представивших двуполярные описания разных черт личности). Общим сходством подавляющего большинства концепций личности является признание ее социального происхождения и обусловленности, и в этом смысле вопрос заключается лишь в том, считать ли её только "социально-биологическим" или "биосоциальным" явлением и каковы отношения между ее детерминантами, хотя и эти разногласия могут быть преодолены в рамках той или иной методологии.
Таким образом, если принять во внимание факт социального происхождения и соответствующей детерминации личности, то можно сделать вывод о том, что её становление - суть преломления социальных воздействий [83; 143]. Мы полагаем, что так или иначе, человек есть биосоциальное существо, в котором биологическое и социальное взаимодетерминированы при ведущей роли последнего, процессы и свойства, характеризующие личность, связаны опосредованными диалектическими отношениями, она характеризуется целостностью и определенным эмоционально-ценностным отношением к своей активности, социуму и самой себе. Становление личности непрерывно осуществляется не только на основе психофизиологических или индивидных свойств, но в их взаимодействии, причем предпочтения в детерминировании могут меняться в зависимости от уровня "насыщения" различных факторов. Личность становится таковой - воздействующей на окружающую действительность, управляющей своим поведением и деятельностью, способной к саморазвитию - не столько в результате социальных воздействии, сколько в результате их преломления через индивидную (личностную) сферу и многих опосредованных