Ви є тут

Стильова саморегуляція психічних станів кваліфікованих тенісистів.

Автор: 
Ємшанова Юлія Олексіївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U005214
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
Методы и организация исследований
2.1. Методы исследований
При проведении психодиагностических процедур в ходе обследования мы применяли
следующие подходы:
* объективный – обследование осуществлялось при контроле успешности
деятельности теннисистов на основе педагогических наблюдений;
* субъективный – обследование осуществлялось на основе сведений, сообщаемых
спортсменами о себе, самоописания особенностей его личности, поведения в тех
или иных ситуациях, психологического тестирования.
Для решения поставленных в работе задач применялись такие методы исследований:
Теоретический анализ данных специальной литературы и опыта передовой практики.
Анкетирование.
Педагогический констатирующий эксперимент (с использованием
спортивно-педагогических и психодиагностических методов).
Методы математической статистики: метод средних величин, выборочный метод,
корреляционный и кластерный анализы.
Теоретический анализ данных специальной литературы и опыта передовой практики –
позволил изучить вопросы, касающиеся различных направлений современной
подготовки в теннисе. Одновременно анализировалась специальная литература с
целью получения данных о наиболее значимых психологических факторах, влияющих
на эффективность соревновательной деятельности в теннисе. Обобщены научные
подходы, применявшиеся при изучении стилей деятельности, стилей саморегуляции и
психических состояний, их влияния на эффективность соревновательной
деятельности в различных видах спорта, а также возможностей их произвольной
регуляции.
Для выяснения вопросов о количественных и качественных показателях изучаемого
психологического фактора, определяющего эффективность соревновательной
деятельности в теннисе (стиль саморегуляции психических состояний), изучены и
проанализированы монографии, диссертационные работы, научные публикации и
определены наиболее информативные и валидные психодиагностические методики.
Теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы, а также
педагогический контроль были использованы в диссертационной работе для
определения и формулирования цели и задач, требующих экспериментальной проверки
при написании первого раздела работы, для конкретизации методов исследований.
Данные специальной литературы использовались также при анализе, обсуждении,
интерпретации и обобщении результатов собственного исследования, формулировании
выводов и, формирования, на этой основе, комплекса практических рекомендаций.
Анкетирование. Проводилось для изучения особенностей состояний, переживаемых
теннисистами во время соревновательной деятельности. С этой целью была
использована специально разработанная анкета, включающая стандартизированные
вопросы, касающиеся специфики переживаемых состояний (приложение А).
Педагогический констатирующий эксперимент (с использованием
спортивно-педагогических и психодиагностических методов). Педагогическое
наблюдение, осуществляемое в ходе исследований с участием спортсменов различной
квалификации позволил выявить индивидуальные особенности соревновательной
деятельности каждого респондента [87, 88, 89, 126]. В ходе педагогического
контроля за особенностями соревновательной деятельности изучались
количественно-качественные показатели деятельности спортсменов в условиях
соревнований.
В качестве фиксируемых показателей, были использованы:
* время матча;
* счет, при котором было произведено то или иное технико-тактическое действие;
* общее количество осуществляемых технико-тактических действий;
* процент попадания с первой подачи;
* процент попадания со второй подачи;
* количество подач навылет;
* двойные ошибки;
* активно выигранные мячи;
* невынужденные ошибки;
* эмоциональные реакции;
* перерывы в игре.
Также фиксировались: результат матча, количество сетов игры, длительность
матча. Опираясь на требования Международной теннисной федерации по ведению
статистики матча, был разработан образец бланка фиксации результатов
педагогического наблюдения за соревновательной деятельностью теннисистов, для
дополнительных наблюдений, который дополнен нами рядом пунктов для определения
интересующих нас параметров, в частности: эмоциональные реакции; счет, при
котором было произведено то или иное технико-тактическое действие (приложение
Б).
Педагогическое наблюдение соответствовало принципу современного планирования
эксперимента, согласно которому необходимо было так организовать изучаемые
факторы, измерить их особенности и взаимодействия, чтобы максимально точно
сравнить их друг с другом.
В соответствии с целями нашего исследования, результаты педагогического
наблюдения дополнялись составленным самоотчетом спортсмена.
В ходе исследования, согласно задач, намеченных для решения, изучались:
* особенности стилевой саморегуляции психических состояний теннисистов,
переживаемых ими во время соревновательной игры;
* уровень проявления личностных качеств спортсменов (данные специальной
литературы), прямо и опосредовано определяющих эффективность соревновательной
деятельности;
* индивидуальные особенности теннисистов, которые, согласно данным ряда
авторов, определяют оптимальный стиль саморегуляции для каждого конкретного
спортсмена [183, 184, 202].
Соединение спортивно-педагогических данных и результатов психодиагностического
исследования теннисистов дало возможность установить характер влияния
особенностей стилевой саморегуляции на эффективность соревновательной
деятельности спортсменов, и определить взаимосвязь особенностей стилевой
саморегуляции с уровнем проявления личностных качеств спортсменов, прямо или
опосредовано определяющих эффективно