Ви є тут

Міф та музика як структуротвірний компонент культури

Автор: 
Рочняк Олена Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U001874
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МУЗЫКА КАК ОТРАЖЕНИЕ МИФА

Музыка - важнейшая составляющая человеческого бытия, неотъемлемая часть культуры - существенно шире границ традиционного музыковедческого анализа. Она входит в сферу философского дискурса. Со времен Пифагора, Платона и Аристотеля она занимает умы мыслителей и ученых. Интерес к этой проблеме не угас и по сей день. Напротив, он становится более интенсивным по мере того, как философская, исследовательская мысль отходит от склонности к рационализму и обращается к постижению иных, внерациональных форм.

2.1. Музыка в философском дискурсе

2.1.1. В контексте европейской культурной традиции диапазон толкования музыки чрезвычайно широк. "Музыка - это тайна [76]". В этой емкой фразе английский пианист Дж. Лилл фиксирует принципиальную непостижимость музыки, невозможность однозначного и полного ее определения. У большинства народов Африки и Океании она вообще не выделяется из других сфер жизни, как правило, не отделяется от ритуальных действий, связанных с охотой, военными сборами, инициацией, свадьбой, поклонением предкам. Представления о музыке как таковой отсутствуют, нет ни термина, ни его аналогов.
Традиционно музыка понимается как самостоятельный вид художественной деятельности человека, вид искусства. Она возникает в период разложения первобытнообщинного строя, когда постепенно распадается синкретический комплекс праискусства и художественная деятельность обретает самостоятельность. Такую трактовку мы встречаем в фундаментальных толковых словарях русского языка В.И. Даля [46] и Д.Н. Ушакова [140], в основных словарях немецкого языка: толковом словаре Duden'a [172], этимологическом словаре под редакцией Ф. Клуге [174] и Lexikon'е [176]. А.Н. Сохор, один из авторов "Большой советской энциклопедии", дает следующее определение: "МУЗЫКА (от греч. musike, букв. - искусство муз), вид искусства, к-рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов (звуков определенной высоты; см. Звук музыкальный) [132]". Это специфическая разновидность звуковой деятельности человека, выражающая мысли, чувства, волевые процессы и служащая средством общения и управления. От других разновидностей звуковой деятельности она принципиально отличается строгой высотной и временной организованностью. Музыкальные звуки входят в исторически сложившиеся системы, основу которых составляют тоны, отобранные музыкальной практикой определенного общества. В каждом музыкальном произведении тоны образовывают свою систему вертикальных соединений и горизонтальных последований. Музыка отличается осмысленными, индивидуально оформленными и художественно ценными комплексами звуков.
2.1.2. Мы выделяем пять основных подходов к определению природы и сущности музыки: космологический, метафизический, интонационно-коммуникативный, миметический и интегративный, или культурологический.
Первый - космологический - подход интерпретирует музыку как первоначало, праэлемент мира. Он возникает в эпоху древневосточных цивилизаций. Музыка мыслится как нечто изначальное. В древней Индии зародышем всего мироздания считается высший звук. В своем изначальном состоянии он никак не проявляется, но развертывается в реальный, физический мир, который и возникает как результат вибраций той или иной высоты. В древнем Китае существует представление о том, что музыка присутствует при зарождении мира. Структура традиционного китайского звукоряда в точности совпадает с представлением древних китайцев о структуре космоса. Весь космос рассматривается как система объектов, имеющих разночастотную вибрацию и находящихся в гармоничных отношениях подобно музыкальным. Сходные идеи можно встретить в египетской и шумерской культурах.
Максимально полно этот подход реализуется на территории Европы, в античной культурной традиции. По мнению А.Ф. Лосева, античные люди "очень глубоко всматривались в художественную картину своего космоса; и это приводило к тому, что художественная картина космоса становилась как бы даже важнее самой субстанции этого космоса [80, c.345]". Древние греки и римляне уделяют особое внимание звуку и музыке. Об этом свидетельствует большое количество источников. Среди них - теория гармонии сфер Пифагора, "Филеб", "Государство" и "Тимей" Платона, "Политика" и "Поэтика" Аристотеля, "О музыке" Плутарха, "Гармоники" Клавдия Птолемея, работы Аристида Квинтилиана, Аристоксена из Тарента. Звук и музыка имеют устойчивое положение в контексте космической драмы. Они объективируют космический порядок.
Космологический подход занимает ведущую позицию и в Средние века. Трансцендирующая способность музыки вызывает интерес у многих европейских мыслителей этого времени. Так, в размышлениях Аниция Манлия Северина Боэция мир представляет собой звучащую, или озвученную, гармонию, основанную на законе соответствия и подобия всего сущего. Это инструмент, на котором играет Бог, Творец. "Божественным Орфеем" называет Бога Тит Флавий Климент Александрийский. С ним согласен Джамбаттиста Марино, описывая в "Священных проповедях" деятельность Бога как великого дирижера, управляющего сложным концертом вселенной. В этом контексте музыка трактуется как потенция и звуковое пророчество мира.
Восприятие мира как божественного музыкального инструмента встречается позже у Я. Беме, И. Кеплера, А. Кирхера, Э. Сведенборга, Г. Шютца. В частности, немецкий композитор и органист А. Кирхер обосновывает теорию, согласно которой художественный, музыкальный акт приравнивается к акту божественного творения. Вариацию такого подхода мы наблюдаем в философских и эстетических трудах И.Г. Гердера. Он отождествляет музыкальное звучание с бытием микрокосмоса, рассматривает человеческую натуру как клавикорд, на котором играет природа. С развитием цивилизации и культуры музыкальная ритмика усложняется, то есть усложняется челов