Вы здесь

Фізична реабілітація дітей молодшого шкільного віку з церебральним паралічем, ускладненим сколіозом.

Автор: 
Афанасьєв Сергій Миколайович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2008
Артикул:
0408U002036
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Как было показано в предыдущей главе, при анализе литературных источников, сколиоз является частым осложнением детского церебрального паралича и значительно утяжеляет его течение [21,150,177]. Для решения поставленной задачи физической реабилитации этой группы больных, нами были избраны следующие методы исследования.

2.1. Анализ научно-методической литературы
При анализе доступной отечественной и зарубежной научно-методической литературы были обобщены данные о физической реабилитации детей с детским церебральным параличом. Рассмотрены закономерности этиологии и патогенеза сколиоза, этапы и методика восстановительного лечения при данной патологи, современные программы физической реабилитации Показано влияние гипокинезии на организм ребенка с ДЦП и ее роль в формировании сколиоза. Анализ и обобщение данных литературы свидетельствует о необходимости поиска эффективных методов физической реабилитации детей с ДЦП.
2.2. Педагогическое наблюдение проводилось с целью изучения условий обучения и отдыха детей младшего школьного возраста, страдающих детским церебральным параличом. Обращалось внимание на индивидуально-типологические особенности, интерес к занятиям физической культурой, реакцию на физическую нагрузку и взаимоотношения с детьми при малогрупповом методе занятий лечебной гимнастикой.
2.3. Опрос осуществляли для выяснения жалоб и решения задач индивидуализации физической нагрузки.
2.4. Осмотр: отмечались положение головы, форма грудной клетки, форма живота, уровень надплечий, уровень нижних углов лопаток, симметричность "треугольников талии"; положение остистых отростков; уровень переднее-верхних остей подвздошных костей; симметричность ягодичной складки. В положении лежа обращали внимание на сохранение искривления
2.5. Педагогическое тестирование включало:
- исследование силовой выносливости мышц спины: ребенка укладывают на живот и он делает разгибание туловища до угла 30?. Определяют время удержания туловища до появления признаков покачивания или самостоятельного прекращения теста (у здоровых детей в возрасте от 7 до 11 лет время удержания туловища составляет 1-1,5мин.);
- исследование силовой выносливости мышц живота: ребенка укладывают на спину, на кушетку, с полусогнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами и отклоненным назад (под углом 60о) туловищем; руки согнуты в локтях и положены на затылок. Определяют время удержания туловища в этом положении до момента покачивания или самостоятельного прекращения теста [104].
2.6. Педагогический эксперимент
В диссертационной работе использовали метод педагогического эксперимента с использованием инструментальных методов:
2.6.1. Метод антропометрии: измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки, силы кисти. Обследование производилось в утренние часы на обнаженном теле стандартным инструментарием по общепринятой унифицированной методике [131]. Использовали сантиметровую ленту, станковый ростомер, рычажные безгирные весы, кистевой динамометр (рассчитанный на 30 кг).
Оценку антропометрических показателей проводили по таблицам центильного типа [170]. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) здоровых детей данного возраста и пола. Интервалы между центильными колонками (зоны, коридоры) отражают тот диапазон разнообразия величин признака, который свойственен или 3% (зона до 3-го или от 97-го центиля), или 7% (зона от 3-го до 10-го или от 90-го до 97-го центиля) или 15% (зона от 10-го до 25-го или от75-го до 90-го центиля) или 50% всех здоровых детей возрастно-половой группы (зона от 25-го до 75-го центиля). Границы центильных групп и номера центильных интервалов (зоны) представлены в верхних строках каждой таблицы. Задача исследователя - найти в какой центильный интервал (зону) попадает полученная величина измерения. В зависимости от этого формулируется оценочное суждение:
- зона 1 (до 3-го центиля) - "очень низкий уровень";
- зона 2 (от 3-го до 10 центиля) - "низкий" уровень;
- зона 3 (от 10-го до 25 центиля) - уровень "ниже среднего";
- зона 4 (от 25-го до 75-го центиля) - "средний" уровень;
- зона 5 ( от 75-го до 90-го центиля) - уровень "выше среднего";
- зона 6 (от 90-го до 97-го центиля) - "высокий" уровень;
- зона 7 (от 97-го центиля) - "очень высокий" уровень.
При антропометрии использовали методику А.А.Потапчук и М.Д.Дидур. Определяли расстояние от углов лопаток до остистого отростка по горизонтали, расстояние от яремной вырезки до передне-верхней ости подвздошной кости, расстояние от С7 позвонка до углов лопаток [161].
Для обеспечения точности измерений в качестве точек отсчета использовали специальные антропометрические точки, которые имеют достаточно строгую локализацию относительно определенных костных образований позвоночника и соматической оси координат [131]. Местоположение необходимой антропометрической точки определяли пальпацией и безболезненным нажатием с последующим обозначением ее дермографическим карандашом.
По данным А.А.Потапчук и М.Д.Дидур (2001) разница в расстоянии от С7 до углов правой и левой лопаток в норме должно быть 0-0,3 см.; при умеренном нарушении 0,4-0,7 см; при выраженном - больше 0,8 см.
Разница в расстоянии от углов лопаток по горизонтали к остистому отростку : в норме - 0 см; при умеренном отклонении - 0,5 см, выраженном отклонении - больше 1 см.
Разница в расстояния от яремной вырезки к передним верхним подвздошным остям справа и слева: норма - 0 см; умеренное отклонение - 0,5 см; выраженное - больше 1 см.
2.6.2. Исследование функционального состояния кардиореспираторной системы включало определение частоты сердечных сокращений измеряли по пульсу на лучевой артерии.
Артериальное давление измеряли по методу Короткова пружинным манометром.
Для оценки функционального состояния аппарата внешнего дыхания использовали компьютерны