Вы здесь

Науково-методологічні основи державного регулювання інвестиційними процесами розвитку економіки (регіональний і галузевий аспекти).

Автор: 
Лушкін Володимир Андрійович
Тип работы: 
Дис. докт. наук
Год: 
2003
Артикул:
0503U000190
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ И ДИНАМИКИ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В УКРАИНЕ
2.1. Исследования условий и предпосылки развития инвестиционных процессов
На современном этапе развитие экономики Украины характеризуется последствиями
глубокого спада, который проявляется в сокращении объемов производства,
снижении инвестиционной активности, износе основного капитала, оттоке капитала
за границу. Непоследовательное проведение реформ привело к замедлению темпов
экономического развития. Среди главных причин сложившейся ситуации можно
назвать отсутствие экономической стратегии, невыполнение базовых задач,
игнорирование необходимости в институциональных преобразованиях.
Экономический кризис перерос в длительную депрессию и характеризуется рядом
факторов и условий. Так, В.М. Геец, С. И. Пирожков, Б.В. Губский определяют,
что главным фактором, обуславливающим необходимость кардинального
реформирования отечественной экономики и повышения ее конкурентоспособности,
является выбор курса на формирование открытой экономики и интеграцию в мировые
экономические культуры. Реализации этого курса мешают несовершенство форм и
методов государственного регулирования экономического развития, недостатки
налоговой системы, нехватка инвестиционных ресурсов, слабая инновационная
активность, отсутствие результатов административных реформ и институциональных
изменений.
Инвестиции являются важнейшим фактором экономического роста, а инвестиционная
политика государства — центральным звеном всей экономической политики,
направленной на обеспечение этого роста. Разумеется, инвестиционная политика
неотделима от других, таких как структурная политика, денежно-кредитная,
финансовая, внешнеэкономическая и др. Их механизмы работают в комплексе.
Согласование их действий представляет собой одну из основных проблем
экономической политики.
Как известно, в настоящее время правительство Украины сосредоточило внимание на
привлечении иностранных инвестиций. Однако, несмотря на значительные займы и
некоторый приток прямых иностранных инвестиций, положение в экономике не
улучшается. Продолжается спад или застой производства, причем, что самое
опасное, наиболее глубокий спад произошел в отраслях, выпускающих конечную
продукцию (легкая промышленность, машиностроение). Поддерживают деловую
активность преимущественно сырьевые компании. О глубокой депрессии
свидетельствует также снижающиеся объемы капиталовложений в
строительно-монтажные работы, ввод основных фондов, а также производства
строительных материалов, т.е. процессов материализации инвестиций. Наблюдая эту
динамику, трудно поверить, что в ближайшем будущем может начаться подъем.
Капитальная составляющая предпосылок к подъему пока что не создана.
Финансовый кризис 1998 года — это продолжение процесса стагнации, перенесенное
в сферу финансов, разрядка напряжений, накопившихся в ней. С 1995г. при
продолжающемся падении и стагнации производства делались усилия дестабилизации
валютного курса и цен при разваливающемся производстве. Это сравнимо с
подкладыванием под сползающий груз хрупких колодок.
Перелом траектории объемов производства к повышению может начаться и без
значительных капиталовложений на основе более полной загрузки мощностей. Это
требует увеличения денежной части оборотных средств и «рассасывания тромбов»
неплатежей. Нехватка оборотных средств (наряду с низкой платежеспособностью
населения) является основной причиной стагнации производства. По мере
устранения этой причины будет намечаться оживление. Но это еще не подъем, а
оживление на старой основе без инноваций и структурной перестройки. Начало
подъема повлекло бы усиление платежеспособного спроса на капиталовложения и
постепенно могло бы перерасти в подъем, имеющий инвестиционную основу. Он
характеризуется инвестиционным оживлением и ростом производства на основе
обновления и развития производственно-технической базы. Поэтому перспективы
подъема и функциональную роль в нем инвестиций следует рассматривать через
призму определенной этапности процессов. При этом капиталовложения могут
выступать не только в роли фактора, определяющего экономический рост, но и в
роли индикатора подъема, уже начавшегося под воздействием других причин. Для
экономической политики важно определить первичные условия оживления, а не
начинать с вбивания денег в основные фонды.
Украина к настоящему времени получила более 12 млрд. долларов займов (не считая
долгов по поставкам, в частности - энергоносителей), а также 3,6 млрд. долларов
прямых зарубежных инвестиций на 01.01.2000г. относительно общей потребности в
инвестициях, которую Кабинет Министров оценивает в 40-50 млрд. долларов (полная
потребность с учетом модернизации производственно-технической базы 200 млрд.
долл.), эти суммы незначительные. Однако, если распределить потребность на 10
лет, т.е. с учетом постепенности освоения, можно сказать, что Украина получила
примерно годовую квоту. К сожалению, эти поступления пока что не сказались на
улучшении состояния экономики. Казалось бы, за счет таких средств можно было бы
решить хотя бы отдельные проблемы оживления производства. Более того, некоторые
проекты, для финансирования которых получены кредиты под гарантии
правительства, не дали экономического эффекта. Значительную часть таких долгов
выплачивают не предприятия-реципиены, а государственный бюджет. Инвестиции в
производственную сферу Украины зачастую оказываются неэффективными. Поэтому не
наблюдается их активного притока.
Главная причина, по-видимому, в общем состоянии экономики и самого
производства. Потенциально эффективные