Ви є тут

Ситема управління морськими перевезеннями вантажів і роботою флоту судноплавної компанії

Автор: 
Шибаєв Олександр Григорович
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0503U000348
129 грн
Додати в кошик

Вміст

<p>РАЗДЕЛ 2<br />РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОРСКИМИ ПЕРЕВОЗКАМИ ГРУЗОВ И РАБОТОЙ<br />ФЛОТА <br />2.1. Предпосылки и обоснование разработки модели системы управления перевозками<br />грузов и работой флота <br />Как ранее отмечалось (см. п.п. 1.1-1.3), проблема моделирования транспортного<br />процесса и управления им рассматривалась многими исследователями и<br />проектировщиками. При этом выделялись различные подсистемы по организационному,<br />функциональному признакам и составу элементов. Однако, все полученные<br />результаты (выводы, положения, рекомендации) не в полной мере базировались на<br />системных принципах [6; 7; 9; 104]. Именно это обстоятельство приводит к<br />необходимости обоснования и формулировки системных предпосылок построения и<br />собственно формирования концептуальной модели системы управления морскими<br />перевозками грузов и работой флота судоходной компании. При этом мы исходили из<br />того, что система - это целостное, связанное взаимными отношениями множество<br />объектов (элементов), имеющих определенную структуру и образующих единство с<br />внешней средой [105; 106; 107; 108]. Построение упомянутой модели проведено из<br />следующих основных системообразующих принципов: <br />диалектическое единство и взаимозависимость системы и внешней среды;<br />структурность и иерархичность;<br />целостность;<br />множественность описания системы.<br />Диалектическое единство и взаимозависимость системы и внешней среды<br />предполагают, что система является ведущим активным компонентом взаимодействия.<br />Такое распределение происходит в результате последовательного перебора и<br />включения в систему объектов и процессов, оказывающих заметное влияние на ее<br />функционирование для достижения поставленных целей. С этих позиций в<br />рассматриваемую систему входят две основные производственные подсистемы «ГРУЗ»<br />и «СУДА» с соответствующими им процессами. Эти подсистемы оказывают прямое<br />воздействие на эффективность функционирования транспортного процесса в целом. <br />Внешней – макросредой по отношению к системе являются:<br />собственно внешняя среда эксплуатации флота в классическом ее понимании -<br />гидрометеорологические условия трассы региона деятельности пароходства и<br />факторы воздействия, определяемые этими условиями; <br />отечественные порты как пункты обслуживания судов, подготовки и перевалки<br />грузов, осуществляющие прием их с железной дороги, автотранспорта, речного<br />транспорта; <br />судоремонтные заводы как база технического обслуживания флота (ремонт,<br />переоборудование и т.д.), то есть поддержание надлежащего состояния судов в<br />соответствии со структурой грузопотоков и требованиями Регистра; <br />иностранные агентства и порты захода, обеспечивающие перевалку и обслуживание<br />судов; <br />смежные и вышестоящие организации, учреждения: внешнеторговые объединения и<br />отдельные предприятия, имеющие право выхода на внешний рынок; <br />судоходные компании, работающие на тех же направлениях и линиях; <br />министерства и ведомства;<br />территориальные органы управления и др.<br />В условиях рынка основным средством, способным учесть и предупредить влияние<br />внешней среды на деятельность предприятия является маркетинг [109; 110],<br />который является по существу микросредой, в которой приходится функционировать<br />судоходному предприятию. <br />Маркетинг в судоходстве можно определить следующим образом: - это система<br />организации всей деятельности современного судоходного предприятия по<br />предоставлению услуг в качестве перевозки грузов, пассажиров, с целью получения<br />максимально возможной прибыли в конкретных условиях на основе глубокого и<br />всестороннего анализа и изучения рынка реальных запросов и потребностей<br />клиентуры. [111]. В общем случае выделяют следующие основные принципы<br />маркетинга [112; 113]: <br />•производство продукции (услуг) в более или менее точном соответствии с<br />потребностями потребителей; <br />•наиболее полное удовлетворение потребностей и запросов потребителей;<br />•реализация продукции (услуг) на определенных рынках в предусмотренных объемах<br />и в установленные сроки; <br />•обеспечение долговременной рентабельности (прибыльности);<br />•строгое соблюдение маркетинговых стратегий;<br />•активная адаптация к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре.<br />Как показывает опыт лучших фирм, маркетинговые исследования должны обеспечивать<br />самое начало производственного процесса и оказывать воздействие на все сферы<br />предпринимательской деятельности, выступать основой управленческой концепции.<br />Например, в работе [112] считает, что маркетинг должен охватывать всю<br />деятельность фирмы, который направлен, с точки зрения потребителя, на<br />достижение видимого результата в виде предлагаемого ему за его деньги<br />эквивалента, поэтому забота и ответственность в плане маркетинга должны<br />пронизывать все уровни фирмы. <br />В целом, система перевозки грузов флотом судоходной компании является открытой.<br />Она, через предусмотренные у нее входы и выходы, обменивается с окружающей<br />средой материально вещественными ресурсами и, прежде всего, информацией.<br />Возмущающие воздействия внешней среды носят как детерминированный, так и<br />случайный характер. Они так же могут быть как внешнего, так и внутреннего<br />происхождения. Например, при рассмотрении функционирования подсистемы «СУДА»<br />внешними возмущающими воздействиями могут быть срочные заказы на доставку<br />определенного рода грузов (директивные рейсы). Примерами возмущающего<br />воздействия внутреннего происхождения могут служить: выход из строя<br />оборудования судов, порча груза в процессе его доставки, нарушение трудовой и<br />технологической дисциплины. <br />Структурность и иерархичность, обеспечивают возможность описания системы через<br />установление ее структуры, то есть сети связей и отношений. Рассматривая<br />структуру системы, прежде</p>