Ви є тут

Створення колекції джерел морфологічних маркерних ознак соняшнику і вивчення їх генетичного контролю

Автор: 
Ведмедєва Катерина Владиславівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U002872
129 грн
Додати в кошик

Вміст

<p>Раздел 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ<br /> 2.1.Условия проведения экспериментов<br /> Работу проводили в лаборатории генетики ИМК УААН в 1997 -2002 гг. Опыты располагались на полях селекционного севооборота. Во все годы осенняя обработка почвы включала лущение стерни на глубину 10 - 12 см, внесение минеральных удобрений: азота - 40 кг действующего вещества на га, фосфора и калия - по 60 кг д. в./га с последующим дискованием, вспашку на глубину 25 - 27 см. Весенняя обработка почвы состояла из двух сплошных культиваций зяби: в середине марта на 10 - 12 см и предпосевной с одновременным внесением гербицида трефлан 5 кг/га. Посев начинался, как правило, в последней декаде апреля. В отдельные годы, однако, проводился и до конца мая. Посев проводили ручными сажалками, гнездовым способом, с размещением гнезд 70 х 70 см. В одном гнезде оставляли по два растения. Каждый рядок включал в себя по 10 гнезд. Уход за опытами заключался в проведении междурядной культивации и ручной прополке в течение всего сезона.<br /> Почвы - в большинстве черноземы, обыкновенные, малогумусные. Мощность гумусового горизонта составляет 75-85 см, содержание гумуса в слое 0-40см - до 4%. Институт находится в первом агроклиматическом районе в подрайоне "а" Запорожской области, который характеризуется, как очень теплый и умеренно засушливый. Сумма активных температур (выше +10 оС за период вегетации - с апреля по сентябрь) равняется 3000-3100 о. Снижение среднедневной температуры воздуха менее +15 оС возникает, как правило, в конце второй декады сентября. Осень чаще бывает сухая и теплая. Первые заморозки возможны в конце сентября, в среднем они наступают во второй декаде октября. Продолжительность безморозного периода составляет в среднем 160-175 дней. Зима наступает в конце ноября. Среднемесячная температура января -4 оС, абсолютный минимум доходит до -40 оС. Снежный покров небольшой и уничтожается частыми оттепелями. В начале марта отмечается постоянный переход среднедневной температуры через отметку +5 оС. Последние заморозки весною в воздухе отмечаются во второй половине апреля, а самые поздние во второй декаде мая. Весна обычно бывает ранней, однако, не всегда. Начало лета отмечается во второй декаде мая и характеризуется недостаточным количеством осадков с высокими температурами. Среднемесячная температура июня составляет +20 оС, абсолютный максимум составляет +38-+40 оС. Годовая сумма осадков 435-460мм. За вегетационный период выпадает 232-250 мм. Ежегодно наблюдаются суховеи слабой и средней интенсивности. В целом климатические условия района благоприятны для выращивания районированных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур. Однако неравномерное выпадение осадков, суховеи, резкое повышение летних температур и поздние весенние заморозки могут ухудшить условия произрастания культур и вызвать снижение продуктивности.<br />2.2. Методика полевого эксперимента<br /> Основой изучения стала генетическая коллекция подсолнечника лаборатории генетических ресурсов и интродукции ИМК УААН, часть которой составляли образцы коллекции ВИР и ВНИИМК, включающая 197 линий с различными мутантными генами. <br /> Большую часть новых форм получали, проводя многократное самоопыление образцов мировой коллекции подсолнечника Всероссийского института растениеводства им. Н.И. Вавилова (г. Санкт-Петербург). Корзинки каждого растения изолировали индивидуально бумажными изоляторами. Полученные семена высевали на отдельной делянке и размножали как отдельное потомство.<br /> Опыты закладывались в полевых условиях и в фитотроне [Использование 1984, Гвоздёва С.Н. 1981, Клюка В.И. 1988]. Условия выращивания описаны выше. Родительские растения изолировали за два - три дня до начала цветения в фазе появления краевых цветков из-под обертки. В качестве изолятора использовался пакет из пергамента размером 40 х 60 см. Каждый изолятор сшивался на швейной машинке в пакет с подгибом краев. Нижние края изолятора плотно обжимались по стеблю и обвязывались шнуром с этикеткой.<br /> Скрещивания производили по методике А.И.Плотникова [1940]. В некоторых случаях, при достаточно больших различиях скрещиваемых форм по срокам цветения пыльца с отцовского растения собиралась в пергаментный пакет и хранилась в бытовом холодильнике при + 5-7?С до семи дней. <br /> Каждое растение обмолачивали вручную отдельно от других. Семена помещали в отдельный пакет, на который переносили всю информацию с этикетки<br />2.3.План эксперимента и методы анализа<br /> Одной из главных задач генетического изучения исходного материала является создание и пополнение идентифицированных генетических коллекций по возможно большему числу признаков. Её решение можно ускорить путём организации исследований по разработанной системе. Она включает следующие этапы: создание признаковых коллекций; выявление генотипических различий по изучаемым признакам между лучшими образцами источниками; изучение генетического контроля признаков и определение числа пар селекционно-ценных аллелей; идентификация селекционно-ценных аллей; формирование идентифицированных генетических коллекций. [Система 1984] <br /> На первом этапе был подобран исходный материал, сформирована рабочая коллекция образцов по каждому новому признаку. При окончательном выборе образцов для включения в признаковую коллекцию было отдано предпочтение тем из них, которые различаются между собой по минимальному числу признаков, кроме изучаемого. <br />Универсальность и связность нашей коллекции с мировыми коллекциями поддерживалась за счёт общих источников получения образцов, использования общеизвестных линий, а также были взяты интересные образцы из рабочих коллекций лаборатории генетики и лаборатории гаметной селекции (ИМК). Кроме того, проводилась идентификация образцов полученных из разных источников.<br /> В процессе генетического анализа выясняли: а) каким числом генов обусловлено видовое разнообразие по изучаемому признаку и как они взаимодействуют между собой, б) каковы межаллельные взаимодействия генов и фенотипическое проявление аллелей в</p>