2
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ...............................................3
ГЛАВА 1. СПРАВЕДЛИВОСТЬ И СОСТРАДАНИЕ КАК
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАБОТЫ 10
§1.1. Античная традиция о справедливости и
СОСТРАДАНИИ................................10
§ 1.2. Христианская традиция о справедливости и
сострадании................................29
§ 1.3. Ренессансная традиция о справедливости и
сострадании................................42
§ 1.4. Новоевропейская традиция о справедливости и
сострадании................................52
ГЛАВА 2. ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАБОТЫ КАК ТЕОРИЯ СОСТРАДАТЕЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ........................79
§2.1. Понятие “социалы 1ая забота”.............79
§ 2.2. Методология феномена социальной заботы..89
§ 2.3. Критерии феномена социальной заботы.....98
§ 2.4. Социальная забота как единство справедливости и
сострадания..............................106
§ 2.5. Региональное моделирование единства
СПРАВЕДЛИВОСТИ И СОСТРАДАНИЯ.............116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................127
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................132
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В условиях углубляющейся экономической и социальной дифференциации, ухудшения демографического состояния общества, возрастания смертности и падения рождаемости, ухудшения физического здоровья людей для большей части населения становится недоступным бесплатное образование и здравоохранение, повышение культурного развития и другие блага, способствующие развитию человека как личности. На смену духовно-нравственному потенциалу, заложенному традициями российского общества, пришли такие антисоциальные явления как алкоголизм, наркомания, бездомность, проституция. Существует реальная угроза появления и распространения маргинальных слоев населения, полностью теряющих связь с обществом.
Для борьбы с этими явлениями в среде уязвимых слоев населения недостаточно применения мер, связанных с социальной помощью, необходима целенаправленная и реформированная государственная политика по социальной защите. Вместе с тем, предполагаемое реформирование сложившейся системы социальных гарантий может стать большим испытанием для общества и вызвать негативные последствия, несмотря на необходимость принятия подобных мер. Попытки сохранения их практически в первозданном виде социального обеспечения не отвечают финансовым возможностям как государства в целом, так и регионов. В настоящий период социальная работа не может формироваться без опоры на традиции милосердия и благотворительности.
Продолжающийся экономический спад значительно снизил возможности государства в сфере социальной защиты, что неизменно приведет к дальнейшему снижению социальных стандартов. Следовательно,
13
“доставлять пропитанья родителям старым”, из чего можно делать вывод, что эти качества в человеке он очень ценит. Поэтому Гесиод советует проявлять любовь и взаимопомощь. “Дать хорошо, но насильно берущего смерть ожидает. Тот, кто охотно дает, если даже даст он и много, -чувствует радость, давая, и сердцем своим веселится”1. Он предостерегает: “людей не дерзай попрекать разрушающей душу Гибельной бедностью: шлют ее людям блаженные боги”2.
Первые философские представления о справедливости несли на себе глубокий отпечаток сс понимания, выработанного в период родовой общины. “Представления о справедливости ранних философов не выходят за рамки талиона, - пишет А.А.Гусейнов, - в таком духе можно осмыслить и мысль пифагорейцев о том, что число 9 символизирует справедливость”3.
На ранних этапах развития античного общества философия - в силу достигнутого уровня знаний - могла развиваться лишь как натурфилософия. И это было одной из причин того, почему взгляды на социальные нормы еще не отрывались от общих представлений о природе. Мир социальных норм и оценок представал перед античными философами в единстве с миром природы. Анаксимандр, например, органически связывал общество и космос, полисный правопорядок, правосудие, мировой строй вещей. “Из чего возникают все вещи, - учил он, - в то же самое они исчезают согласно необходимости. Ибо, за свою несправедливость они воздадут друг другу справедливое возмездие по определенному порядку времени”4. “Апейрон” Анаксимандра, “логос” Гераклита,
' Гесиод. Труды и дни. Земледельческая поэма // О происхождении богов / Сост., вступ.ст. И.В.Шталь; Примеч. В.В.Всресаева, И.В.Шталь. - М., 1990. - С. 17В.
2 Гесиод. Труды и дни. Земледельческая поэма // О происхождении богов / Сост., вступ.ст. И.В.Шталь; Примеч. В.В.Вересаева, И.В.Шталь. - М., 1990. - С. 187.
’ Гусейнов Л.А. Социальная природа нравственности. - М., 1974. - С.64.
4 Цит. по: Ксссиди Ф.Х. От мифа к логосу. - М., 1972. - С. 127.
14
означавшие единое и всеобщее во Вселенной, постоянный и неизменный порядок в мире сменяющихся вещей, выражали у древних греков природу вещей. Отсюда выводилось представление о всеобщей справедливости (справедливом возмездии), - которое было одним из самых глубоких греческих убеждений: космической справедливости подчинены и люди, и стихии природы, и сами боги.
Характерно, что категория справедливости, тесно связанная с ключевым понятием судьбы, рока, получает в древнегреческой мысли богатое и разнообразное развитие. Сложившаяся как выражение всеобщего, как обозначение слепой безличной силы она постепенно конкретизируется, обретает натуралистические или социатьные контуры в зависимости от характера философских систем.
Гераклит не только сформулировал принцип всеобщего изменения как закон действительности, по существу, он впервые подошел к пониманию относительности человеческих оценок, вкусов и представлений. Кажущиеся противоположными понятия полезное и вредное, красивое и безобразное, по Гераклиту, изменчивы, переходят друг в друга, зависят от условий и обстоятельств. Характерно, что в этом же ряду представитель стихийной диалектики помещает и справедливость. “У бога прекрасно все, и хорошо, и справедливо, - говорится в одном из фрагментов, - люди же одно считают несправедливым, другое справедливым”1. Такая постановка вопроса существенно обогащала понимание категории справедливости, делала его более объемным, подходила к установлению зависимости между справедливостью и разнообразными человеческими интересами.
В философской концепции Демокрита на первый план выходит утверждение объективного характера справедливости. Она неотделима
1 Материалисты Древней Греции. - М., 1955. - С.50.
- Київ+380960830922